Тень птицы.
Пора закруглять год, и что я могу сказать... Количественно у меня получился рекорд за очень, очень долгое время.
Наверное, повлияло и то, что в 2024 я впервые подписалась на "Книжный вызов", да и дизайнерский нон-фикшн подкинул очков. В любом случае, 40 книг без особого напряга и при весьма плотном жизненном графике — это замечательный результат. Что касается качества, то год принёс немало приятных открытий, хотя фаворитов выделить трудно.
На моей виртуальной полке ощутимо прибавилось антиутопий и постапа. Ну, такие времена. А больше всего радости подарили такие жанры/лейтмотивы: Профессионалы за работой и Что-то на базе исторических событий, но с авторским изюмом.
Как-то так.
1. Ф. Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" *1. Ф. Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" *
Взгляд в жизнь тихой американской глубинки. Роман выстроен вокруг одной семьи и её ближнего круга, действие разворачивается на протяжении XX века и показывается то напрямую, то в рассказе старушки в наши дни. Т.е. по форме тут двойной сюжет: история из прошлого, поведанная милой бабулей, в настоящем вдохновляет совершенно незнакомую женщину изменить собственную судьбу.
А по сути напомнило и "Убить пересмешника", и уютные повести Наринэ Абгарян, да и много других книг о простых людях, взаимоотношениях и судьбах.
Вроде бы ничего примечательного, первую половину мне даже было скучновато. Но постепенно втянулась: герои всё-таки цепляют, а книга правда очень добрая, человечная и о базовых важных темах — любви, дружбе, защите своих и поиске себя.
Любопытно, как она пройдёт проверку временем, т.е. сколько и с каким послевкусием я буду помнить к концу года.
2. Ф. Гранхус. Шторм2. Ф. Гранхус. Шторм
Бодрый скандинавский нуарчик с мрачной-таинственной атмосферой, ужасающей погодой и великолепием Лофотенских островов. Собственно, последний пункт и стал решающим, когда надо было вновь выбрать халяву от Литреса. Так что и причина чтения, и ощущения в процессе — один в один с "Шале" из прошлого года. Нормально разгрузжает мозг.
3. С. Кинг. Извлечение троих *3. С. Кинг. Извлечение троих *
Да, я всё-таки переварила "Стрелка" и двинула по циклу дальше. Предчувствие не подвело: эта часть уже намного сильнее сюжетно, намного интереснее и... уже такая типично-кинговская. Это когда читаешь и на очередном твисте мысленно орёшь: "Да как тебе такое в голову пришло?!"
Всё-таки у него по-особому работает воображение , как у психа, но мне нра. Уже скачала следующую, пока пусть полежит, но ручки тянутся.
4. М. Этвуд. Рассказ служанки **4. М. Этвуд. Рассказ служанки **
Кандидат в самые противоречивые книги года. Я давно на неё поглядывала. Наконец, прочитала и заполировала первым сезоном.
Что могу сказать. Это Оруэлл без минималок, по крайней мере по эмоциональному воздействию.
В последний раз меня так бомбило от Running Grave Мамы Ро и её описания тоталитарной секты. Это вот оно, только в масштабах государства. Самые разные книжные, исторические и реальные аналогии считываются на раз-два, а на фоне нынешних долбанутых заявлений о том, что женщины чёта стали слишком образованные или что жизнь гражданина ему не принадлежит и вовсе становится не по себе.
Об этом надо говорить и писать, поэтому я скорее рада, что такая книга есть. Но какая ж она гадкая в своей откровенности)) Просто антиутопией, где человек лишён субъектности, сейчас мало кого удивишь, но сюжетов, настолько извращающих и убивающих саму идею любви и сексуальности, я что-то не припомню... После прочтения долго ещё ловила в себе отголоски омерзения, как будто реально стала свидетелем какой-нибудь сцены.
Сейчас слегка попустило, могу рассуждать более отстранённо и хочу выделить для себя три момента.
Во-первых, книга в целом явно поднимает дилемму: Насколько оправдано существование общества, вот так насилующего людей в прямом и переносном смысле? А если на кону реально выживание?
Во-вторых, очень сильно и до жути правдоподобно выглядит момент с постепенным изъятием свобод. Вот какие-тонац террористы покусились на наши устои, а мы в ответ ограничим конституционные права — закрутим гайки — и ещё немного ради общего блага — ой а были ли террористы — а ну молчать, животные. Идеальная схема, чо.(
Наконец, эта книга напоминает о том, что 8 марта — ни разу не праздник цветочков и красоты. Этвуд не изобрела велосипед, а просто выкрутила на максимум реальные проблемы женских свобод, актуальные в самых разных обществах в прошлом и, увы, настоящем.
Сериал, кстати, классный, дополняет и расширяет книгу. Но дальше первого сезона не пойду, с меня хватит.) А вот до второй книги, возможно, всё же доберусь,но это не точно.
5. М. Хейг. Полночная библиотека *5. М. Хейг. Полночная библиотека *
Наивная, но вовремя подвернувшаяся книга.
Разочаровавшаяся в себе девушка получает возможность заглянуть в любую из своих неслучившихся жизней — жизней, где ею были приняты другие решения и наступили другие последствия.
История немного однообразна по форме, а кроме того, героиня невероятно бесит своей дезориентацией в каждой новой жизни, в которую попадает.
Ну и да, в целом эта книга просто о бесполезности сожалений, эффекте бабочки и необходимости ценить то, что имеешь. Банально? Очень! Но мне зашло
6. К. Исигуро. Клара и Солнце **6. К. Исигуро. Клара и Солнце **
Вот как Кинг сразу узнаваем по происходящей в его книгах невероятной фигне, так и Исигуро безошибочно распознаётся в каждой своей истории. Здесь всё то же: мотив служения и безвозмездной самоотдачи; сюжет, пронизанный печалью и ощущением неотвратимости. Местами перекликается с "Не отпускай меня", только без трагизма — хотя я его ожидала. Зато здесь есть и новые нотки: служащее человеку создание (биоробот?) на этот раз получает свою собственную религию. Питаясь энергией солнца, оно возводит его чуть ли не в статус божества и верит, что солнце может спасти "хозяйку", если его хорошо попросить. Необычно и чот прям трогательно.
PS. Пока писала этот пост, задумалась: почему меня так корёжит от антиутопических мотивов подавления личности, а вот Кадзуо со своим служением в каждой книге вызывает максимум светлую грусть? Да, его герои порой не совсем люди, но ведь наделены 100% человеческими качествами, эмпатией и разумом. Да и про обычных людей он тоже писал, взять хотя бы "Остаток дня".
И вспомнила вот что. Когда-то в одной лекции я услышала, что мотив служения пришёл в его книги из восточной культуры, якобы так проявляются японские корни. Может быть, дело в этом. За несвободой его героев действительно чувствуется культурная база, некая мощная философия. Несвобода не кажется чем-то возмутительным, настолько мягко она вплетена в саму их суть. Т.е. личность не подавлена искусственно, а несвободна по определению.
Это своего рода домовые эльфы, не умеющие жить по-другому)
Очень интересный вопрос, надо ещё подумать.
7. Е. Водолазкин. Чагин7. Е. Водолазкин. Чагин
Не могу себя причислить к фанатам Водолазкина, и всё-таки у меня это уже третья его книга.
Роман про человека с феноменальной памятью как будто продолжает начатую Исигуро в «Погребённом великане» тему вины и невозможности её забыть. Юный уникум был завербован КГБ, сдал им диссидентский кружок и затем раскаивался в поступке всю жизнь, помня каждую его деталь. Лента его жизни разворачивается в романе уже после смерти, в нашем времени, голосами других, молодых героев. У них свои проблемы и свои взаимоотношения, но оба связаны с Чагиным и его потерянной из-за предательства возлюбленной.
В целом, книга по тону немного созвучна предшествующему ей «Авиатору» и скорее понравилась, чем нет. Недоумение вызвал разве что серединный кусок, прерывающий историю Чагина и зачем-то вываливающий на читателя глюки спятившего кгбшника, по стилю изложения сильно отдающие гоголевщиной. Водолазкин — филолог и вряд ли случайно вставил эти записки сумасшедшего. Но я не поняла, с какой целью это было сделано.
8. Ф. Бакман. Медвежий угол *8. Ф. Бакман. Медвежий угол *
Судя по отзывам и количеству экранизаций, Бакман сейчас мегапопулярен, вот и я до него добралась. Но начала не с милых книжек типа «Второй жизни Уве», а сразу с чего пожёстче.
Это история маленького шведского городка, затерянного в лесах и почти забытого миром. У жителей из развлечений есть только выпивка в местном баре, махровый местечковый патриотизм и дикая страсть к хоккею. Вокруг юниорской сборной и крутится всё действие, разгораются конфликты, вскипает ненависть, и… должна сказать, меня крепко зацепило. Картинка получилась пугающе знакомой, общечеловеческой. Бьорнстад — придуманный город, «все совпадения случайны», но в нём отражены универсальные пороки любого общества. Всегда и везде люди склонны судить жертв насилия наравне с насильниками, родители ставят благополучие собственных детей выше совести, а правду ищут в силе(
Немножко напомнило «Случайную вакансию» — скорее всего, потому что Бакман по мастерству психологических портретов очень даже дотягивает до Роулинг. Только у Ро пучок событий и решений сходится в куда более мрачный итог.
9. Ф. Бакман. Мы против вас9. Ф. Бакман. Мы против вас
Вторая часть дальше раскручивает историю городка Бьорнстад, туже затягивает узлы конфликтов, сгущает тучи — а вот понравилась мне уже меньше. Здесь на первый план выведена проблема меньшинств, которая просто меньше меня трогает, чем тема насилия. А ещё, возможно, не стоило читать книги подряд, т.к. ко второй части авторские рассуждения о природе того или иного чувства/порыва/стремления человека начали слегка утомлять. Но это всё ещё хорошая литература о больших страстях маленького общества. Недавно вышла третья книга, буду читать.
10. Г. Яхина. Эшелон на Самарканд ***10. Г. Яхина. Эшелон на Самарканд ***
Это было очень круто.
Роман про эвакуацию голодающих детей Поволжья в Туркестан лежал у меня в отложенных несколько лет. Я никак не решалась за него взяться, ожидая трудно читаемый мрачняк, ноо эта книга шикарно сделана и увлекла с первых же страниц.
Сознательно или нет, автор задействует сразу несколько приёмов, делающих сюжет динамичным и современным.
Во-первых, беспроигрышный жанр роад-муви. Да ещё с явными чертами "постапокалипсиса" 1921-23 годов: растерзанная гражданской войной страна, вымершие от голода деревни, оборванцы, слоняющиеся по дорогам в поисках пропитания и спасения… Всё это держит в напряжении и временами продирает морозом по коже, особенно если держать в голове реальность событий: даже в моём окружении есть люди, помнящие рассказы бабушек о происходившем в Чувашии, Татарстане, Самаре кошмаре.
Во-вторых, яркие герои-взрослые, команда эшелона — проработанные, взвешенные, в чём-то даже архетипические характеры.
Наконец, неиссякаемая вера в добро. Поезду с детьми встречаются на пути самые разные люди… красные и белые, чекисты и шайки бандитов. У всех руки по локоть в крови, но все готовы прийти на помощь. Правдоподобно ли? Не знаю. Но в литературных рамках смотрится сильно и не даёт повествованию о страшных событиях скатиться в беспросветность.
В общем, книга понравилась очень и вызвала самые неожиданные ассоциации: от «Доктора Живаго» до горячо любимой в детстве «Голубой стрелы» и даже «Дома, в котором…» Пожалуй, для меня на данный момент лучшая из книг Гузели Яхиной.
11. К. Маккарти. Дорога *11. К. Маккарти. Дорога *
На разгоне решила продолжить дорожно-постапокалиптическую тему, подумав: ну чем меня можно напугать после «Эшелона»?
Только это вот уже настоящий, безжалостный постап. Он не про попытки построить нечто новое на руинах погибшего мира, а про тупую, безымянную и практически бессмысленную борьбу за выживание. Про худшие проявления человека. От текста становится физически неуютно, и каким-то шестым чувством улавливаешь: наверное, так всё и было бы.
На контрасте с предыдущей книгой показалось, что написано слишком сухо, хотя здесь это оправдано. Думаю, так выглядит настоящая классика жанра, и понимаю, почему этой историей вдохновлялись создатели The Last of Us.
12. Ю. Каракур. ФарфорЮ. Каракур. Фарфор
Вновь бирка «подкинуто Литресом». А жанр и стиль я бы охарактеризовала хештегом #уютныеебеня. Книга о повседневных маленьких и больших впечатлениях ребёнка девяностых, о взаимоотношениях с бабушкой и соседями — словом, разнообразные житейские истории. Местами цепляет ностальгией, вспыхивающими откуда-то из детства полузабытыми фрагментами. Книга может зацепить вниманием к деталям, взглядом на мир через призму детского восприятия. Если б не одно но... Поток сознания и полное отсутствие абзацев.
Не могу воспринимать такие тексты, раздражает.
13. А. Саратовская. Лига Защиты 13. А. Саратовская. Лига Защиты
Сделала ИИ-песню по миру, упоролась, перечитала оригинал. Логично же
В принципе, обновлённые впечатления ещё в апреле по горячим следам обсудила тет-а-тет с автором и не вижу смысла повторяться. Скажу только, что взаимодействие и прописанную мотивацию героев я и спустя десяток лет всё так же считаю сильнейшей стороной романа, а вот отношение к концепции веймарской военной машины сместилось с нейтрального к отрицательному, что опять-таки объяснимо. В остальном — приятно было узнать, что книга по-прежнему не оставляет меня равнодушной.
14. С. Кинг. Бесплодные земли 14. С. Кинг. Бесплодные земли
Как-то неровно у меня идет Тёмная башня, швыряет из восторга в непонимание «что за хрень и зачем я это читаю». Говорящий, хтонический, злобный поезд – гениальная находка или наркомань? Вот и я не знаю. Продолжаем, короче.
15. У. Харт. Хозяйка Шварцвальда *** 15. У. Харт. Хозяйка Шварцвальда ***
Это уже из рекомендаций Лайвлиба, и мне внезапно зашло. Написано вроде бы незамысловато, но вот что значит качественная работа с классическим первоисточником. История отсылает к ученику Фауста, Вагнеру, который в оригинале запомнился мне довольно невнятным челом, а здесь раскрывается как противоречивый персонаж со своей судьбой. Он уже обзавёлся и собственным демоном, и домом с прислугой, и нашёл ученицу для передачи драгоценных и опасных знаний. Девочка становится центром нового круга обучения, но… финал готовит сюрприз и обманывает ожидания от названия романа. В общем, вышло добротное фэнтези на крепкой гётевской базе. К тому же, сердечко германофила греют картины Шварцвальда и упоминание дома Фауста в Штауфене (было дело, мы специально гоняли туда из Фрайбурга...
)
У автора хвалят и другую, более раннюю книгу, занесла себе в план.Уна фигни не расскажет)))
16. У. Голдинг. Повелитель мух 16. У. Голдинг. Повелитель мух
Давно собиралась прочитать и получила ровно то, что ожидала. А именно: мини-антиутопию, этакую «песочницу», т.е. локальную модель общества на примере мальчиков, оставшихся без присмотра на необитаемом острове. Разумеется, книга вступает в спор с прародителем всей этой островной темы, романом о Робинзоне Крузо. Это такая Робинзонада наоборот, вывернутая тёмной людской сущностью наружу. Ответ жёсткого двадцатого века наивному восемнадцатому. Просвещение, стремление человека к созиданию и цивилизованности, вот эти все идеалистические представления прошлого разбиваются о реальность последствий ядерной войны, стремление доминировать и безнаказанность насилия. Не могу сказать, что было приятно читать, но противопоставление двух взглядов из различных эпох показалось любопытным. Плюс ещё один яркий представитель жанра антиутопии теперь в копилке.
17. А. Варламов. Одсун *17. А. Варламов. Одсун *
Прилетело по совету коллеги. Сама бы читать не стала, но и не пожалела, потому что после прочтения было интересно обменяться мнениями. Это, вероятно, одна из первых новейших попыток прорефлексировать в литературе российско-украинские взаимоотношения. Должна признать, попытка добротная, хотя недвусмысленно навязанная в тексте позиция автора едва ли предполагает, хм, объективность и непредвзятость. Нет, я вполне допускаю, что существуют куда более упоротые писатели и произведения на эту тему, а также прекрасно осознаю, что по-настоящему свободная от пропагандистской шелухи книга не может быть напечатана в нынешнее время. Всё это оставляю за скобками и рассуждаю только о прочитанном.
«Роман без границ», как он проименован в подзаголовке, разворачивает историю любви между русским и украинкой посреди хаоса девяностых, а в параллельной сюжетной линии предлагает заглянуть в Судеты ХХ века. Это регион в Европе, где издавна чешское население жило бок о бок с немецким. Слово «Одсун» означает «перемещение», «эвакуацию», а также «выселение» и «депортацию» — и сейчас используется для описания весьма трагической страницы истории, когда несколько миллионов судетских немцев после Второй мировой войны сперва подверглись геноциду со стороны чехов, а затем были изгнаны из родных мест вникуда. Этот исторический факт не был мне известен, потом почитала в интернете и впечатлилась масштабами события и количеством жертв среди гражданских.
Тема коллективной ответственности и исторической памяти, самоопределение народов и извилистый многовековой путь их взаимоотношений… казалось бы, крутейший материал для романа такого масштаба. Но как же меня бомбануло от подачи.
У книги огромные провалы в логике, потому что в личность главного героя постоянно вторгается голос автора с набившей оскомину повесткой. Подмена понятий наводит скуку, всё смешано в кучу, одна мысль не следует из другой, из-за чего все герои непоследовательны и жалки. Разумеется, с таким анамнезом они нон-стопом творят фигню, не знают чего хотят и не совершают ничего достойного внимания, так что в погоне за читательским сочувствием приходится устроить тотальную слёзовыжимательную развязку. Которая тоже выглядит искусственно.
Как итог, мне очень даже зашла попытка в исторические параллели и то, что я узнала нечто новое. В остальном это, увы, довольно политизированное и типичное для своего времени произведение. Верю, что час настоящей рефлексии еще придет, а пока для неё рановато.
18. А. Иванов. Бронепароходы **18. А. Иванов. Бронепароходы **
Добралась-таки до свеженького опус-магнума любимого автора. Широкое полотно речного пароходства времён гражданской войны — это было ярко, познавательно, как всегда кинематографично и… вторично?
Нет, мне правда понравилось. Шикарное погружение в историю, сюжет закручен динамично, персонажи запоминаются. Но всё это я уже писала про «Тени тевтонов», а ранее примерно то же самое могла сказать и про так впечатливший меня «Тобол».
Если когда-то я открывала одну книгу за другой и не могла поверить, что "Географа", "Пищеблок" и эпические романы написал один и тот же человек, то сейчас понимаю, что автор нашел удобную нишу и сосредоточился на ней. Качественно? Безусловно. Так что это не претензия, просто наблюдение.
19. Э. Хилдебранд. 28 лет, каждое лето19. Э. Хилдебранд. 28 лет, каждое лето
И вновь бонус от Литреса, который я специально откладывала до сезона пляжного чилла и балконных посиделок. Особо нечего сказать, просто лёгкое чтение пралюбовь для создания отпускного расслабона, даже если никакого отпуска не предвидится.
20. Г. Лавкрафт. Зов Ктулху (сборник)20. Г. Лавкрафт. Зов Ктулху
Добралась, тэскэзэть, для общего развития. Легко, атмосферно и захватывающе, и в целом понимаю, почему это считается классикой ужасов, которой вдохновлялись и Кинг, и Горшок.
21. Х. Мураками. Норвежский лес21. Х. Мураками. Норвежский лес
Продолжаем избавляться от пробелов в читательском кругозоре)) Только тут впечатления уже сложнее. Идея заложена классная: трудности и одиночество юных героев, их попытки после травмирующего события найти силы жить дальше — и себя в мире. У кого-то выходит, у кого-то нет. Но подача…
может, дело в переводе, или же так и задумывалось в подражание Сэлинджеру, отсылки на которого явно считываются, но... меня прям расстроили примитивность языка, обилие повторов и в целом какая-то бледность текста, что ли. Да, "Над пропастью во ржи" в своё время тоже не зашла по этой причине. В общем, нормально, но почему-то ожидала большего.
P.S. Напрашивается сравнение с другим известным японцем и моим любимчиком, Кадзуо Исигуро. Любопытно, как у этих двух писателей диаметрально противоположны векторы влияния культур Восток-Запад. Кадзуо, как и его герои, вполне себе европеец, но в его текстах очень сильны мотивы из восточной философии. А вот Мураками гражданин Японии и пишет про Японию, но при этом активно использует аллюзии и на Томаса Манна, и на того же Сэлинджера, а может и на другие произведения западной литературы. Без выводов, просто мысли на полях.
22. У. Харт. Когда запоют мертвецы **22. У. Харт. Когда запоют мертвецы **
Вторая (первая по хронологии) книга автора — и вновь очень хорошо. Тут у нас уже средневековая Исландия, тонкое переплетение реальности и магии, красочные детали быта и вполне симпатичная романтическая линия. А вот концовка спорная. Я понимаю, что герои изначально раскрывались неоднозначно, но имхо как-то вышло чересчур.
А может, и норм, я не определилась)) Кстати, ещё забавный момент: я всё удивлялась качеству перевода, красивому русскому языку, и только потом выяснила, что Уна Харт – это псевдоним российской писательницы. Занавес 
23. А. Кондратьева. Титановый город23. А. Кондратьева. Титановый город
Шарилась я, значит, по коробкам у мамы в поисках ГП-шмота, чтобы пойти на ГСО… а нашла свой экземпляр ТГ
На ГСО в итоге не попала, а вот книгу наконец-то прочитала, и очень быстро. Развернутый отзыв отправился автору, но если резюмировать: я бы хотела увидеть эту книгу раза в два толще, с подробностями о мире и большим раскрытием героев)) А в целом хочу отметить свежую идею и захватывающее действие. Книга прям пролетает, это круто.
24. К. Воннегут. Механическое пианино *24. К. Воннегут. Механическое пианино *
Книга, после которой я полезла делать тесты IQ
Хорошая «мягкая» и при этом глубокая антиутопия про мир, разделённый на инженеров, изобретающихи обслуживающих умные машины, и безработных, ненужных людей второго сорта. Механизация производств обрушила рынок труда, зато дала обывателю всё, о чём можно мечтать — кроме смысла жизни.
История развивается по законам классических антиутопий: есть герой, который бросает вызов системе, и есть система, которая перемалывала и не таких смельчаков... Из прикольного: заметила, что, описывая общество будущего, автор встраивает в него привычные ему социальные модели Америки 50х: муж-преуспевающий кормилец, жена-домохозяйка, собрания мужских клубов, представления о престиже и роскоши.
Зато переживания о том, что чрезмерно рванувший прогресс может лишить человека работы, в 2024 звучит очень даже актуально.
25. С.Х. Бьёрнсдоттир. Остров *25. С.Х. Бьёрнсдоттир. Остров *
Неуютная и пробираюшая исландская антиутопия, посыл которой прост: любое общество, замкнувшееся в себе самом и переставшее взаимодействовать с внешнем миром, неизбежно сползает в диктатуру. Тревожность при прочтении подпитывает и тот факт, что в книге до самого конца так и не раскрываются точные причины, по которым Исландия оказалась отрезана от цивилизации. Но вот последствия этого разрыва разворачиваются методично и неотвратимо.
26. Дж. Уорф. Вызовите акушерку **26. Дж. Уорф. Вызовите акушерку **
И вновь рубрика "долгий ящик". Книга болталась в отложенном несколько лет, и как же я рада, что до неё добралась
Отличная, уютная и вдохновляющая. Во-первых, это было очень познавательно: такой красочный срез жизни низшего класса Лондона 50х годов. Многое узнала и вообще чуть ли не впервые задумалась: а как жили после войны в других странах. Кроме того, хоть и читала в переводе, заинтересовалась феноменом кокни и вообще диалектами, которые в Британии являются ярким социальным маркером.
Во-вторых, как выяснилось, я обожаю истории про профессионалов, горящих своим делом. И это оно. Дальше пока не стала читать, но 1 сезон сериала посмотрела с удовольствием.
27. Н. Брантмарк. Лагом. Шведские рецепты счастливой жизни27. Н. Брантмарк. Лагом. Шведские рецепты счастливой жизни
Забавная ерунда на один раз) Зато у меня отличная новость для всех, кто снимает уличную обувь дома: мы с вами уже на пути к постижению лагом.
А для автора-британки это прям открытие. Короче, похожая книжка про Хюгге мне когда-то понравилась больше, хотя тоже была наивной. Но тут уж слишком много очевидных вещей преподносятся как нечто гениальное, что пробивает на хехе.
28. А. Хейли. Аэропорт ***28. А. Хейли. Аэропорт ***
Зашло! Книгу относят в жанру производственного романа, так что тут я со своей любовью к «профи за работой» попала точно по адресу))
Но дело не только в этом. История по-настоящему остросюжетна, с хорошим юмором, и отдельными психологическими портретами, прописанными вот прямо очень хорошо. СпойлерМеня, например, больше всего зацепили не героические пилоты, а словивший выгорание диспетчер в шаге от самоубийства, которому всего-то нужно было признаться самому себе, что он ненавидит свою работу и не выбирал её. Или другой любопытный кадр: невзрачный ноунейм-шовинист, появившийся в единственном эпизоде, но ставший причиной самого драматичного сюжетного поворота. Если честно, я недоумеваю, почему эта книга была экранизирована только раз и очень давно. Реально крутяк.
29. Ф. Бакман. После бури 29. Ф. Бакман. После бури
Последняя книга из трилогии про хоккейный городок Бьорнстад венчает мой книжный марафон 2024. Как и в случае с предыдущими частями, слушала аудиоверсию. Да ещё на редкость удачную: после каждой главы запускался один и тот же англоязычный трек, органично дополняющий историю по настроению и смыслу.
Книга гораздо лучше второй, сюжетно во многом зеркалит первую и в моем личном рейтинге части 1 и 3 находятся примерно на одном уровне. И всё-таки Бакман изрядно досаждает склонностью к нравоучениям, обобщениям и дешёвому прямолинейному нагнетанию "щас случится что-то плохое, ох случится". Аж бесит временами
Нон-фикшн
Дизайн и проектирование
30. И. Бирман. Пользовательский интерфейс **30. И. Бирман. Пользовательский интерфейс **
Какая полезная штука! Не пожалела ни одного заплаченного рубля)) Наглядно разъяснены часто встречающиеся косяки и доступно сформулированы правила проектирования, прям захотелось перелопатить свои учебные макеты. Ну и неизбежная побочка: постепенно начинаю видеть всё больше ошибок на реальных сайтах
В общем, класс, утащила в конспект и буду ещё возвращаться.
31. А. Горбунов. Типографика и вёрстка31. А. Горбунов. Типографика и вёрстка
Опять-таки хорошо, хотя почему-то в процессе я уже меньше вопила от восторга и меньше выхватывала цитаты)) Тоже в копилочку.
32. Intercom on Jobs-to-be-Done *32. Intercom on Jobs-to-be-Done *
А вот опять спасибо Ро, которая в прошлом году вернула мне "читательный" английский и тем самым морально помогла перейти на проф. литературу. Отличная книжка о методологии JTBD, применяемой в маркетинге и разработке продуктов. А если одновременно смотреть на материал ещё и с точки зрения простого пользователя, т.е. себя, становится многое понятно о собственных привычках при выборе софта, покупок и вообще чего угодно)))
33. С. Круг. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать!33. С. Круг. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать!
Толково и исчерпывающе про принципы юзабилити и тестирование интерфейсов.
34. Дж. Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем34. Дж. Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем
Джеф Раскин — один из основателей Макинтош, и труд его рекомендуется с списках базововой литературы. Для меня оказалось многовато излишней технической информации, но в целом видно, в каких моментах тот же Бирман на неё опирался и чему стоит уделить внимание.
35. Й. Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок35. Й. Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок
Классика от создателя швейцарской школы, на которой построен весь граф. дизайн второй половины 20-го века. За давностью лет далеко не всё применимо для веба, но опять-таки — основы никуда не делись, и их стоит знать.
36. А. Королькова. Живая типографика36. А. Королькова. Живая типографика
Значительную часть информации я уже проходила на курсе, так что тут вышло повторение и углубление материала.
37. И. Иттен. Искусство цвета *37. И. Иттен. Искусство цвета *
А вот это уже может быть интересно для более широкой аудитории: художников и просто интересующихся живописью. Иттен рассматривает как физическую природу цвета, так и особенности взаимодействия цветов друг с другом, их восприятия человеком и использования в искусстве. Из необходимого: наконец-то разобралась до конца с его цветовым кругом. В остальном же было увлекательно и полезно, что называется, для общего развития.
38. А. Купер. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия38. А. Купер. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия
Ох и завязла я в этой книге. В принципе, удалось наконспектировать полезного, но все процессы расписаны слишком подробно. Слишком.
Софт-скиллы и всякое около-психологическое
39. Л. Лаундес. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций39. Л. Лаундес. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций
Книга старая, и некоторые советы явно устарели, но база неплохая. Особенно понравился раздел про язык тела: не то чтобы прям нахватала мега-открытий, но реально стала уделять этому больше внимания, чем раньше. Надо взять ещё что-нибудь про коммуникацию.
Фанфикшн
40. А. Саратовская. Гуманистическая парадигма40. А. Саратовская. Гуманистическая парадигма
Не, ну а кто мне запретит добавить раздел "фанфикшн" и добить общий список до 40?))) Тем более объём текста в итоге потянул на макси, а сама вещь по-настоящему добротная. И — самый надёжный показатель авторского искусства — я, как человек, никогда не сталкивавшийся с трансформерским фандомом, прониклась и повествованием, и героями, и в меру детализированным описанием, а также добрым юмором и той самой сюжетной основой "профи за работой".

На моей виртуальной полке ощутимо прибавилось антиутопий и постапа. Ну, такие времена. А больше всего радости подарили такие жанры/лейтмотивы: Профессионалы за работой и Что-то на базе исторических событий, но с авторским изюмом.

Как-то так.
1. Ф. Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" *1. Ф. Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" *
Взгляд в жизнь тихой американской глубинки. Роман выстроен вокруг одной семьи и её ближнего круга, действие разворачивается на протяжении XX века и показывается то напрямую, то в рассказе старушки в наши дни. Т.е. по форме тут двойной сюжет: история из прошлого, поведанная милой бабулей, в настоящем вдохновляет совершенно незнакомую женщину изменить собственную судьбу.
А по сути напомнило и "Убить пересмешника", и уютные повести Наринэ Абгарян, да и много других книг о простых людях, взаимоотношениях и судьбах.
Вроде бы ничего примечательного, первую половину мне даже было скучновато. Но постепенно втянулась: герои всё-таки цепляют, а книга правда очень добрая, человечная и о базовых важных темах — любви, дружбе, защите своих и поиске себя.
Любопытно, как она пройдёт проверку временем, т.е. сколько и с каким послевкусием я буду помнить к концу года.
2. Ф. Гранхус. Шторм2. Ф. Гранхус. Шторм
Бодрый скандинавский нуарчик с мрачной-таинственной атмосферой, ужасающей погодой и великолепием Лофотенских островов. Собственно, последний пункт и стал решающим, когда надо было вновь выбрать халяву от Литреса. Так что и причина чтения, и ощущения в процессе — один в один с "Шале" из прошлого года. Нормально разгрузжает мозг.
3. С. Кинг. Извлечение троих *3. С. Кинг. Извлечение троих *
Да, я всё-таки переварила "Стрелка" и двинула по циклу дальше. Предчувствие не подвело: эта часть уже намного сильнее сюжетно, намного интереснее и... уже такая типично-кинговская. Это когда читаешь и на очередном твисте мысленно орёшь: "Да как тебе такое в голову пришло?!"


4. М. Этвуд. Рассказ служанки **4. М. Этвуд. Рассказ служанки **
Кандидат в самые противоречивые книги года. Я давно на неё поглядывала. Наконец, прочитала и заполировала первым сезоном.
Что могу сказать. Это Оруэлл без минималок, по крайней мере по эмоциональному воздействию.

Об этом надо говорить и писать, поэтому я скорее рада, что такая книга есть. Но какая ж она гадкая в своей откровенности)) Просто антиутопией, где человек лишён субъектности, сейчас мало кого удивишь, но сюжетов, настолько извращающих и убивающих саму идею любви и сексуальности, я что-то не припомню... После прочтения долго ещё ловила в себе отголоски омерзения, как будто реально стала свидетелем какой-нибудь сцены.
Сейчас слегка попустило, могу рассуждать более отстранённо и хочу выделить для себя три момента.
Во-первых, книга в целом явно поднимает дилемму: Насколько оправдано существование общества, вот так насилующего людей в прямом и переносном смысле? А если на кону реально выживание?
Во-вторых, очень сильно и до жути правдоподобно выглядит момент с постепенным изъятием свобод. Вот какие-то
Наконец, эта книга напоминает о том, что 8 марта — ни разу не праздник цветочков и красоты. Этвуд не изобрела велосипед, а просто выкрутила на максимум реальные проблемы женских свобод, актуальные в самых разных обществах в прошлом и, увы, настоящем.
Сериал, кстати, классный, дополняет и расширяет книгу. Но дальше первого сезона не пойду, с меня хватит.) А вот до второй книги, возможно, всё же доберусь,
5. М. Хейг. Полночная библиотека *5. М. Хейг. Полночная библиотека *
Наивная, но вовремя подвернувшаяся книга.
Разочаровавшаяся в себе девушка получает возможность заглянуть в любую из своих неслучившихся жизней — жизней, где ею были приняты другие решения и наступили другие последствия.
История немного однообразна по форме, а кроме того, героиня невероятно бесит своей дезориентацией в каждой новой жизни, в которую попадает.

Ну и да, в целом эта книга просто о бесполезности сожалений, эффекте бабочки и необходимости ценить то, что имеешь. Банально? Очень! Но мне зашло

6. К. Исигуро. Клара и Солнце **6. К. Исигуро. Клара и Солнце **
Вот как Кинг сразу узнаваем по происходящей в его книгах невероятной фигне, так и Исигуро безошибочно распознаётся в каждой своей истории. Здесь всё то же: мотив служения и безвозмездной самоотдачи; сюжет, пронизанный печалью и ощущением неотвратимости. Местами перекликается с "Не отпускай меня", только без трагизма — хотя я его ожидала. Зато здесь есть и новые нотки: служащее человеку создание (биоробот?) на этот раз получает свою собственную религию. Питаясь энергией солнца, оно возводит его чуть ли не в статус божества и верит, что солнце может спасти "хозяйку", если его хорошо попросить. Необычно и чот прям трогательно.

PS. Пока писала этот пост, задумалась: почему меня так корёжит от антиутопических мотивов подавления личности, а вот Кадзуо со своим служением в каждой книге вызывает максимум светлую грусть? Да, его герои порой не совсем люди, но ведь наделены 100% человеческими качествами, эмпатией и разумом. Да и про обычных людей он тоже писал, взять хотя бы "Остаток дня".
И вспомнила вот что. Когда-то в одной лекции я услышала, что мотив служения пришёл в его книги из восточной культуры, якобы так проявляются японские корни. Может быть, дело в этом. За несвободой его героев действительно чувствуется культурная база, некая мощная философия. Несвобода не кажется чем-то возмутительным, настолько мягко она вплетена в саму их суть. Т.е. личность не подавлена искусственно, а несвободна по определению.

Очень интересный вопрос, надо ещё подумать.
7. Е. Водолазкин. Чагин7. Е. Водолазкин. Чагин
Не могу себя причислить к фанатам Водолазкина, и всё-таки у меня это уже третья его книга.
Роман про человека с феноменальной памятью как будто продолжает начатую Исигуро в «Погребённом великане» тему вины и невозможности её забыть. Юный уникум был завербован КГБ, сдал им диссидентский кружок и затем раскаивался в поступке всю жизнь, помня каждую его деталь. Лента его жизни разворачивается в романе уже после смерти, в нашем времени, голосами других, молодых героев. У них свои проблемы и свои взаимоотношения, но оба связаны с Чагиным и его потерянной из-за предательства возлюбленной.
В целом, книга по тону немного созвучна предшествующему ей «Авиатору» и скорее понравилась, чем нет. Недоумение вызвал разве что серединный кусок, прерывающий историю Чагина и зачем-то вываливающий на читателя глюки спятившего кгбшника, по стилю изложения сильно отдающие гоголевщиной. Водолазкин — филолог и вряд ли случайно вставил эти записки сумасшедшего. Но я не поняла, с какой целью это было сделано.

8. Ф. Бакман. Медвежий угол *8. Ф. Бакман. Медвежий угол *
Судя по отзывам и количеству экранизаций, Бакман сейчас мегапопулярен, вот и я до него добралась. Но начала не с милых книжек типа «Второй жизни Уве», а сразу с чего пожёстче.

Это история маленького шведского городка, затерянного в лесах и почти забытого миром. У жителей из развлечений есть только выпивка в местном баре, махровый местечковый патриотизм и дикая страсть к хоккею. Вокруг юниорской сборной и крутится всё действие, разгораются конфликты, вскипает ненависть, и… должна сказать, меня крепко зацепило. Картинка получилась пугающе знакомой, общечеловеческой. Бьорнстад — придуманный город, «все совпадения случайны», но в нём отражены универсальные пороки любого общества. Всегда и везде люди склонны судить жертв насилия наравне с насильниками, родители ставят благополучие собственных детей выше совести, а правду ищут в силе(
Немножко напомнило «Случайную вакансию» — скорее всего, потому что Бакман по мастерству психологических портретов очень даже дотягивает до Роулинг. Только у Ро пучок событий и решений сходится в куда более мрачный итог.
9. Ф. Бакман. Мы против вас9. Ф. Бакман. Мы против вас
Вторая часть дальше раскручивает историю городка Бьорнстад, туже затягивает узлы конфликтов, сгущает тучи — а вот понравилась мне уже меньше. Здесь на первый план выведена проблема меньшинств, которая просто меньше меня трогает, чем тема насилия. А ещё, возможно, не стоило читать книги подряд, т.к. ко второй части авторские рассуждения о природе того или иного чувства/порыва/стремления человека начали слегка утомлять. Но это всё ещё хорошая литература о больших страстях маленького общества. Недавно вышла третья книга, буду читать.
10. Г. Яхина. Эшелон на Самарканд ***10. Г. Яхина. Эшелон на Самарканд ***
Это было очень круто.

Роман про эвакуацию голодающих детей Поволжья в Туркестан лежал у меня в отложенных несколько лет. Я никак не решалась за него взяться, ожидая трудно читаемый мрачняк, ноо эта книга шикарно сделана и увлекла с первых же страниц.

Сознательно или нет, автор задействует сразу несколько приёмов, делающих сюжет динамичным и современным.
Во-первых, беспроигрышный жанр роад-муви. Да ещё с явными чертами "постапокалипсиса" 1921-23 годов: растерзанная гражданской войной страна, вымершие от голода деревни, оборванцы, слоняющиеся по дорогам в поисках пропитания и спасения… Всё это держит в напряжении и временами продирает морозом по коже, особенно если держать в голове реальность событий: даже в моём окружении есть люди, помнящие рассказы бабушек о происходившем в Чувашии, Татарстане, Самаре кошмаре.
Во-вторых, яркие герои-взрослые, команда эшелона — проработанные, взвешенные, в чём-то даже архетипические характеры.
Наконец, неиссякаемая вера в добро. Поезду с детьми встречаются на пути самые разные люди… красные и белые, чекисты и шайки бандитов. У всех руки по локоть в крови, но все готовы прийти на помощь. Правдоподобно ли? Не знаю. Но в литературных рамках смотрится сильно и не даёт повествованию о страшных событиях скатиться в беспросветность.
В общем, книга понравилась очень и вызвала самые неожиданные ассоциации: от «Доктора Живаго» до горячо любимой в детстве «Голубой стрелы» и даже «Дома, в котором…» Пожалуй, для меня на данный момент лучшая из книг Гузели Яхиной.
11. К. Маккарти. Дорога *11. К. Маккарти. Дорога *
На разгоне решила продолжить дорожно-постапокалиптическую тему, подумав: ну чем меня можно напугать после «Эшелона»?

Только это вот уже настоящий, безжалостный постап. Он не про попытки построить нечто новое на руинах погибшего мира, а про тупую, безымянную и практически бессмысленную борьбу за выживание. Про худшие проявления человека. От текста становится физически неуютно, и каким-то шестым чувством улавливаешь: наверное, так всё и было бы.
На контрасте с предыдущей книгой показалось, что написано слишком сухо, хотя здесь это оправдано. Думаю, так выглядит настоящая классика жанра, и понимаю, почему этой историей вдохновлялись создатели The Last of Us.
12. Ю. Каракур. ФарфорЮ. Каракур. Фарфор
Вновь бирка «подкинуто Литресом». А жанр и стиль я бы охарактеризовала хештегом #уютныеебеня. Книга о повседневных маленьких и больших впечатлениях ребёнка девяностых, о взаимоотношениях с бабушкой и соседями — словом, разнообразные житейские истории. Местами цепляет ностальгией, вспыхивающими откуда-то из детства полузабытыми фрагментами. Книга может зацепить вниманием к деталям, взглядом на мир через призму детского восприятия. Если б не одно но... Поток сознания и полное отсутствие абзацев.

13. А. Саратовская. Лига Защиты 13. А. Саратовская. Лига Защиты
Сделала ИИ-песню по миру, упоролась, перечитала оригинал. Логично же

В принципе, обновлённые впечатления ещё в апреле по горячим следам обсудила тет-а-тет с автором и не вижу смысла повторяться. Скажу только, что взаимодействие и прописанную мотивацию героев я и спустя десяток лет всё так же считаю сильнейшей стороной романа, а вот отношение к концепции веймарской военной машины сместилось с нейтрального к отрицательному, что опять-таки объяснимо. В остальном — приятно было узнать, что книга по-прежнему не оставляет меня равнодушной.
14. С. Кинг. Бесплодные земли 14. С. Кинг. Бесплодные земли
Как-то неровно у меня идет Тёмная башня, швыряет из восторга в непонимание «что за хрень и зачем я это читаю». Говорящий, хтонический, злобный поезд – гениальная находка или наркомань? Вот и я не знаю. Продолжаем, короче.

15. У. Харт. Хозяйка Шварцвальда *** 15. У. Харт. Хозяйка Шварцвальда ***
Это уже из рекомендаций Лайвлиба, и мне внезапно зашло. Написано вроде бы незамысловато, но вот что значит качественная работа с классическим первоисточником. История отсылает к ученику Фауста, Вагнеру, который в оригинале запомнился мне довольно невнятным челом, а здесь раскрывается как противоречивый персонаж со своей судьбой. Он уже обзавёлся и собственным демоном, и домом с прислугой, и нашёл ученицу для передачи драгоценных и опасных знаний. Девочка становится центром нового круга обучения, но… финал готовит сюрприз и обманывает ожидания от названия романа. В общем, вышло добротное фэнтези на крепкой гётевской базе. К тому же, сердечко германофила греют картины Шварцвальда и упоминание дома Фауста в Штауфене (было дело, мы специально гоняли туда из Фрайбурга...

У автора хвалят и другую, более раннюю книгу, занесла себе в план.
16. У. Голдинг. Повелитель мух 16. У. Голдинг. Повелитель мух
Давно собиралась прочитать и получила ровно то, что ожидала. А именно: мини-антиутопию, этакую «песочницу», т.е. локальную модель общества на примере мальчиков, оставшихся без присмотра на необитаемом острове. Разумеется, книга вступает в спор с прародителем всей этой островной темы, романом о Робинзоне Крузо. Это такая Робинзонада наоборот, вывернутая тёмной людской сущностью наружу. Ответ жёсткого двадцатого века наивному восемнадцатому. Просвещение, стремление человека к созиданию и цивилизованности, вот эти все идеалистические представления прошлого разбиваются о реальность последствий ядерной войны, стремление доминировать и безнаказанность насилия. Не могу сказать, что было приятно читать, но противопоставление двух взглядов из различных эпох показалось любопытным. Плюс ещё один яркий представитель жанра антиутопии теперь в копилке.
17. А. Варламов. Одсун *17. А. Варламов. Одсун *
Прилетело по совету коллеги. Сама бы читать не стала, но и не пожалела, потому что после прочтения было интересно обменяться мнениями. Это, вероятно, одна из первых новейших попыток прорефлексировать в литературе российско-украинские взаимоотношения. Должна признать, попытка добротная, хотя недвусмысленно навязанная в тексте позиция автора едва ли предполагает, хм, объективность и непредвзятость. Нет, я вполне допускаю, что существуют куда более упоротые писатели и произведения на эту тему, а также прекрасно осознаю, что по-настоящему свободная от пропагандистской шелухи книга не может быть напечатана в нынешнее время. Всё это оставляю за скобками и рассуждаю только о прочитанном.
«Роман без границ», как он проименован в подзаголовке, разворачивает историю любви между русским и украинкой посреди хаоса девяностых, а в параллельной сюжетной линии предлагает заглянуть в Судеты ХХ века. Это регион в Европе, где издавна чешское население жило бок о бок с немецким. Слово «Одсун» означает «перемещение», «эвакуацию», а также «выселение» и «депортацию» — и сейчас используется для описания весьма трагической страницы истории, когда несколько миллионов судетских немцев после Второй мировой войны сперва подверглись геноциду со стороны чехов, а затем были изгнаны из родных мест вникуда. Этот исторический факт не был мне известен, потом почитала в интернете и впечатлилась масштабами события и количеством жертв среди гражданских.
Тема коллективной ответственности и исторической памяти, самоопределение народов и извилистый многовековой путь их взаимоотношений… казалось бы, крутейший материал для романа такого масштаба. Но как же меня бомбануло от подачи.

Как итог, мне очень даже зашла попытка в исторические параллели и то, что я узнала нечто новое. В остальном это, увы, довольно политизированное и типичное для своего времени произведение. Верю, что час настоящей рефлексии еще придет, а пока для неё рановато.
18. А. Иванов. Бронепароходы **18. А. Иванов. Бронепароходы **
Добралась-таки до свеженького опус-магнума любимого автора. Широкое полотно речного пароходства времён гражданской войны — это было ярко, познавательно, как всегда кинематографично и… вторично?

Нет, мне правда понравилось. Шикарное погружение в историю, сюжет закручен динамично, персонажи запоминаются. Но всё это я уже писала про «Тени тевтонов», а ранее примерно то же самое могла сказать и про так впечатливший меня «Тобол».

19. Э. Хилдебранд. 28 лет, каждое лето19. Э. Хилдебранд. 28 лет, каждое лето
И вновь бонус от Литреса, который я специально откладывала до сезона пляжного чилла и балконных посиделок. Особо нечего сказать, просто лёгкое чтение пралюбовь для создания отпускного расслабона
20. Г. Лавкрафт. Зов Ктулху (сборник)20. Г. Лавкрафт. Зов Ктулху
Добралась, тэскэзэть, для общего развития. Легко, атмосферно и захватывающе, и в целом понимаю, почему это считается классикой ужасов, которой вдохновлялись и Кинг, и Горшок.
21. Х. Мураками. Норвежский лес21. Х. Мураками. Норвежский лес
Продолжаем избавляться от пробелов в читательском кругозоре)) Только тут впечатления уже сложнее. Идея заложена классная: трудности и одиночество юных героев, их попытки после травмирующего события найти силы жить дальше — и себя в мире. У кого-то выходит, у кого-то нет. Но подача…

P.S. Напрашивается сравнение с другим известным японцем и моим любимчиком, Кадзуо Исигуро. Любопытно, как у этих двух писателей диаметрально противоположны векторы влияния культур Восток-Запад. Кадзуо, как и его герои, вполне себе европеец, но в его текстах очень сильны мотивы из восточной философии. А вот Мураками гражданин Японии и пишет про Японию, но при этом активно использует аллюзии и на Томаса Манна, и на того же Сэлинджера, а может и на другие произведения западной литературы. Без выводов, просто мысли на полях.
22. У. Харт. Когда запоют мертвецы **22. У. Харт. Когда запоют мертвецы **
Вторая (первая по хронологии) книга автора — и вновь очень хорошо. Тут у нас уже средневековая Исландия, тонкое переплетение реальности и магии, красочные детали быта и вполне симпатичная романтическая линия. А вот концовка спорная. Я понимаю, что герои изначально раскрывались неоднозначно, но имхо как-то вышло чересчур.


23. А. Кондратьева. Титановый город23. А. Кондратьева. Титановый город
Шарилась я, значит, по коробкам у мамы в поисках ГП-шмота, чтобы пойти на ГСО… а нашла свой экземпляр ТГ


24. К. Воннегут. Механическое пианино *24. К. Воннегут. Механическое пианино *
Книга, после которой я полезла делать тесты IQ

История развивается по законам классических антиутопий: есть герой, который бросает вызов системе, и есть система, которая перемалывала и не таких смельчаков... Из прикольного: заметила, что, описывая общество будущего, автор встраивает в него привычные ему социальные модели Америки 50х: муж-преуспевающий кормилец, жена-домохозяйка, собрания мужских клубов, представления о престиже и роскоши.
Зато переживания о том, что чрезмерно рванувший прогресс может лишить человека работы, в 2024 звучит очень даже актуально.
25. С.Х. Бьёрнсдоттир. Остров *25. С.Х. Бьёрнсдоттир. Остров *
Неуютная и пробираюшая исландская антиутопия, посыл которой прост: любое общество, замкнувшееся в себе самом и переставшее взаимодействовать с внешнем миром, неизбежно сползает в диктатуру. Тревожность при прочтении подпитывает и тот факт, что в книге до самого конца так и не раскрываются точные причины, по которым Исландия оказалась отрезана от цивилизации. Но вот последствия этого разрыва разворачиваются методично и неотвратимо.
26. Дж. Уорф. Вызовите акушерку **26. Дж. Уорф. Вызовите акушерку **
И вновь рубрика "долгий ящик". Книга болталась в отложенном несколько лет, и как же я рада, что до неё добралась

Во-вторых, как выяснилось, я обожаю истории про профессионалов, горящих своим делом. И это оно. Дальше пока не стала читать, но 1 сезон сериала посмотрела с удовольствием.
27. Н. Брантмарк. Лагом. Шведские рецепты счастливой жизни27. Н. Брантмарк. Лагом. Шведские рецепты счастливой жизни
Забавная ерунда на один раз) Зато у меня отличная новость для всех, кто снимает уличную обувь дома: мы с вами уже на пути к постижению лагом.

28. А. Хейли. Аэропорт ***28. А. Хейли. Аэропорт ***
Зашло! Книгу относят в жанру производственного романа, так что тут я со своей любовью к «профи за работой» попала точно по адресу))
Но дело не только в этом. История по-настоящему остросюжетна, с хорошим юмором, и отдельными психологическими портретами, прописанными вот прямо очень хорошо. СпойлерМеня, например, больше всего зацепили не героические пилоты, а словивший выгорание диспетчер в шаге от самоубийства, которому всего-то нужно было признаться самому себе, что он ненавидит свою работу и не выбирал её. Или другой любопытный кадр: невзрачный ноунейм-шовинист, появившийся в единственном эпизоде, но ставший причиной самого драматичного сюжетного поворота. Если честно, я недоумеваю, почему эта книга была экранизирована только раз и очень давно. Реально крутяк.
29. Ф. Бакман. После бури 29. Ф. Бакман. После бури
Последняя книга из трилогии про хоккейный городок Бьорнстад венчает мой книжный марафон 2024. Как и в случае с предыдущими частями, слушала аудиоверсию. Да ещё на редкость удачную: после каждой главы запускался один и тот же англоязычный трек, органично дополняющий историю по настроению и смыслу.
Книга гораздо лучше второй, сюжетно во многом зеркалит первую и в моем личном рейтинге части 1 и 3 находятся примерно на одном уровне. И всё-таки Бакман изрядно досаждает склонностью к нравоучениям, обобщениям и дешёвому прямолинейному нагнетанию "щас случится что-то плохое, ох случится". Аж бесит временами

Нон-фикшн
Дизайн и проектирование
30. И. Бирман. Пользовательский интерфейс **30. И. Бирман. Пользовательский интерфейс **
Какая полезная штука! Не пожалела ни одного заплаченного рубля)) Наглядно разъяснены часто встречающиеся косяки и доступно сформулированы правила проектирования, прям захотелось перелопатить свои учебные макеты. Ну и неизбежная побочка: постепенно начинаю видеть всё больше ошибок на реальных сайтах

31. А. Горбунов. Типографика и вёрстка31. А. Горбунов. Типографика и вёрстка
Опять-таки хорошо, хотя почему-то в процессе я уже меньше вопила от восторга и меньше выхватывала цитаты)) Тоже в копилочку.
32. Intercom on Jobs-to-be-Done *32. Intercom on Jobs-to-be-Done *
А вот опять спасибо Ро, которая в прошлом году вернула мне "читательный" английский и тем самым морально помогла перейти на проф. литературу. Отличная книжка о методологии JTBD, применяемой в маркетинге и разработке продуктов. А если одновременно смотреть на материал ещё и с точки зрения простого пользователя, т.е. себя, становится многое понятно о собственных привычках при выборе софта, покупок и вообще чего угодно)))
33. С. Круг. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать!33. С. Круг. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать!
Толково и исчерпывающе про принципы юзабилити и тестирование интерфейсов.
34. Дж. Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем34. Дж. Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем
Джеф Раскин — один из основателей Макинтош, и труд его рекомендуется с списках базововой литературы. Для меня оказалось многовато излишней технической информации, но в целом видно, в каких моментах тот же Бирман на неё опирался и чему стоит уделить внимание.
35. Й. Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок35. Й. Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок
Классика от создателя швейцарской школы, на которой построен весь граф. дизайн второй половины 20-го века. За давностью лет далеко не всё применимо для веба, но опять-таки — основы никуда не делись, и их стоит знать.
36. А. Королькова. Живая типографика36. А. Королькова. Живая типографика
Значительную часть информации я уже проходила на курсе, так что тут вышло повторение и углубление материала.
37. И. Иттен. Искусство цвета *37. И. Иттен. Искусство цвета *
А вот это уже может быть интересно для более широкой аудитории: художников и просто интересующихся живописью. Иттен рассматривает как физическую природу цвета, так и особенности взаимодействия цветов друг с другом, их восприятия человеком и использования в искусстве. Из необходимого: наконец-то разобралась до конца с его цветовым кругом. В остальном же было увлекательно и полезно, что называется, для общего развития.
38. А. Купер. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия38. А. Купер. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия
Ох и завязла я в этой книге. В принципе, удалось наконспектировать полезного, но все процессы расписаны слишком подробно. Слишком.
Софт-скиллы и всякое около-психологическое
39. Л. Лаундес. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций39. Л. Лаундес. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций
Книга старая, и некоторые советы явно устарели, но база неплохая. Особенно понравился раздел про язык тела: не то чтобы прям нахватала мега-открытий, но реально стала уделять этому больше внимания, чем раньше. Надо взять ещё что-нибудь про коммуникацию.
Фанфикшн
40. А. Саратовская. Гуманистическая парадигма40. А. Саратовская. Гуманистическая парадигма
Не, ну а кто мне запретит добавить раздел "фанфикшн" и добить общий список до 40?))) Тем более объём текста в итоге потянул на макси, а сама вещь по-настоящему добротная. И — самый надёжный показатель авторского искусства — я, как человек, никогда не сталкивавшийся с трансформерским фандомом, прониклась и повествованием, и героями, и в меру детализированным описанием, а также добрым юмором и той самой сюжетной основой "профи за работой".
@темы: Для памяти, Книги, Мысли вслух
Ну да, одни книжки пишут, а другие читают.Я ещё ни одной большой книжки не прочитала. Ну ты даёшь, Наськ!Не уверена, что решусь, но взяла на заметку Исигуро.)
Не знаю, почему, но меня в своё время взбесила сама концепция, когда я услышала про Рассказ служанки. Почему-то сразу стало понятно, что это слишком мерзкое и я никогда в жизни не хочу это ни читать, ни смотреть.
спойлер/не совсем
Наверное, так и есть
Не уверена, что решусь, но взяла на заметку Исигуро.)
При всей моей любви к нему, должна признать, что в процессе он может казаться муторным.
Почему-то сразу стало понятно, что это слишком мерзкое
Хах, в моём случае местный дайровский клуб антиутопистов в лице Жени и Альбины как обычно сделал своё дело.
Нет, я не пожалела ни в коем случае, но вещь правда для ценителей жанра.
Евгений, я знаю) Как раз в другой ветке у Ванили сетовала, что это плохой ход, так подвешивать судьбу героини, а в следующей книге писать про других. Хотя понимаю, что всему виной сериал, раскрутивший свою собственную линию со 2 сезона. Ты смотрел, кстати?
И ещё, я правильно помню, что вторая книга тебе тоже зашла?
не, все как-то не до сериальчиков, очень мало вообще чего -то смотрю сейчас
И ещё, я правильно помню, что вторая книга тебе тоже зашла?
пришлось найти запись, я ощущений не помню, но если верить записи, то да, понравилась)))
В этом году читаешь по заготовленному списку или то, что на глаза попадает?)
Я вот тут засела в минувшие выходные за сочинение списка того, что нужно прочитать за... жизнь)) Чё-та много получается.))
У него заложены офигенные идеи, над которыми потом думаешь неделями, но в сюжете не то чтобы много действия.
Ну вот потому и с опаской к нему присматриваюсь.))
местный дайровский клуб антиутопистов в лице Жени и Альбины как обычно сделал своё дело.
Я так-то не большой фанат антиутопий, если на то пошло. ГИ - исключение из правил.)) И не так чтобы много их читала. Помню Дивергента. Гостью. Бегущий в лабиринте начинала, но плюнула. Дающий. И все не понравились.
Список есть, но не жёсткий)) Что-то перекочевало с прошлого года (лет), о чём-то внезапно вспоминаю, что-то вообще случайно попадается на глаза и тоже в него включается.
И книги из него беру в основном по настроению, нет никакой строгой очередности.
Лайвлиб совершенно прекрасен для этой цели, почему я такой тормоз?..)
Я вот тут засела в минувшие выходные за сочинение списка того, что нужно прочитать за... жизнь)) Чё-та много получается.))
А что, нормальная идея
И все не понравились.
Насколько знаю, всё названное - это скорее производные от классики и в основном ориентированные на подростковую аудиторию (не плохо и не хорошо, просто факт). Но поскольку "трушная" антиутопия гораздо мрачнее, тем более не буду её советовать)))
Вообще-то сама никогда не была фанатом, до сих пор помню как в школе уныло переваривала замятинскую "Мы". Только в последние лет пять что-то пошло не так, и мне прям заходит, хотя иногда процесс всё ещё отдает мазохизмом.
СтаростьВот прям сейчас в списке ещё 2 книги этого жанра, причём одна скандинавская. Интересный намечается год.
Та же фигня.) Только я нынче хотела пойти строго по списку, потому что в прошлом году вообще забила на него, но поскольку мы убрали почти все книги по коробкам (теперь думаю, поторопились), то у меня сейчас только тырнет. А там бездонное болото, и всё опять пошло как-то не так.
Лайвлиб совершенно прекрасен для этой цели, почему я такой тормоз?..)
Для каких? Составления списков или их поисков?)
Сколько там сейчас пунктов?))
Я перестала считать после 250.))) Открыла около 10 ссылок со списками 100 величайших книг, выписала оттуда то, что не читала, добавила остатки своего и немножко прошлась по спискам экранизированных книг. На последнем остановилась, там почти 2000, я решила, что ну его. Мне итак хватит.
в основном ориентированные на подростковую аудиторию
Это да. Я просто что вспомнила, то в пример привела.) С жанром вообще плохо знакома. А в школе дико не любила читать, даже не могу вспомнить, проходили ли "Мы", спроси меня, что читала из жанра - не отвечу.) Мне кажется, тут не столько старость, сколько взросление и любопытство. Только став чуточку поумнее, начинаешь понимать и проникаться произведениями, которые в школе проходил и плевался.))
Раз идут короткие, то пусть пока так и будет, почему нет
Для каких? Составления списков или их поисков?)
Да для всего: в основном веду список "хочу прочитать" и отмечаю прочитанное. Для поиска тоже, но реже: если уж забиваю книгу в поиск Лайвлиба, обычно уже знаю, что хочу её прочитать и просто добавляю в подборку.
А ещё он внезапно взял на себя визуальную функцию. У меня сейчас только электронные либо аудио-книги, и мне норм (хотя раньше ни за что бы не подумала). А Лайвлиб помогает формировать такую виртуальную книжную полку, на которую приятно зайти и полюбоваться: вот сколько хорошего у меня впереди, а вот сколько крутого я прочитала. Забавно, но реально нравится так делать
Я перестала считать после 250.)))
Ого
Мне кажется, тут не столько старость, сколько взросление и любопытство.
Да я шучу
отчасти, ты праваХорошая фраза, надо запомнить.)
Хм, а ведь мне почему-то раньше не приходило в голову, что Лайвлиб можно использовать для хранения списка на прочтение. Черт, это и правда удобно.
А ещё он внезапно взял на себя визуальную функцию.
Прикольно.) В таком ключе никогда об этом не задумывалась.
Ого
Угу.
А где это можно посмотреть у другого пользователя?
PS. Нашла у Миф. У тебя, наверное, пока просто не составлен такой список, поэтому не отображается))
Типа Бронепароходы, нет? Я почти на 100 % уверена, что ты уже читала Норвежский лес.
Неть, из всех хотелок я раньше читала только 1 книгу - Вино из одуванчиков, и то давно.
Бронепароходы ждут своего часа, т.к. люблю Иванова, а Мураками вообще весь прошёл мимо меня, хочу исправить)
Вообще, в списке "Хочу прочитать", а так да, у меня этот список пуст, потому что я его не заполняла. Болталась одна книжка, но я её прочитала в прошлом году. Я имела ввиду, что наткнулась на те книжки, вроде Норвежского леса, которые тоже сама когда-то брала на заметку.) Надо уже понатыкать хочучек.
Неть, в этом списке я раньше читала только 1 книгу - Вино из одуванчиков, и то давно
А кто ж мне тогда Норвежский лес рекомендовал?)))
я недавно перечитывал и как вседа хвалил Мураками
- Хочу почитать Норвежский лес. Говорят, классная книжка.
Я: "Вы сказали "норвежский"? О, значит, я тоже хочу!"
Я: "Вы сказали "норвежский"? О, значит, я тоже хочу!"
О, знакомая тема))) Хотя название просто отсылает к песне Битлов, насколько знаю. Плюс давнее желание познакомиться с Мураками.
С Женей я как раз время от времени совпадаю в книгах, так что это у меня его пост сыграл как напоминание)) Короче, всё сложилось, книжка в списке, о результатах отпишусь
А ещё меня удивила Психология влияния в списке хотелок. Это вау. )
Недавно в другой книге наткнулась на упоминание и заинтересовалась. Но она не в первых рядах, хз когда доберусь.
Надо уже понатыкать хочучек.
Тыкай давай)
Да, я тоже слышала, что к Норвегии название и книжка не имеют никакого отношения.
Недавно в другой книге наткнулась на упоминание и заинтересовалась.
Не важно, в приоритете или нет, главное, что хочешь прочитать. У меня всегда включается реакция "это вау", когда окружающие читают чисто для себя книжки по психологии.)
Тыкай давай)
Понатыкала пока 62 штуки из списков друзей.)
да, это шикарно показано! и в фильме тоже. Незаметненько так, шаг за шагом... бррр.ужас!
К. Маккарти. Дорога
Только это вот уже настоящий, безжалостный постап. Он не про попытки построить нечто новое на руинах погибшего мира, а про тупую, безымянную и практически бессмысленную борьбу за выживание. Про худшие проявления человека. От текста становится физически неуютно, и каким-то шестым чувством улавливаешь: наверное, так всё и было бы.
мне книга не понравилась. Я не поняла её смысл
Хотя вообще постап, наверное, создаётся отчасти как предостережение. Типа смотрите, как может быть, если привычные устои рухнут. И как при этом проявит себя человек.
Ну это я так пытаюсь понять)) Кому-то, может, просто нравится тема выживания в экстремальных условиях...
Давно собиралась прочитать и получила ровно то, что ожидала
Я помню только что за день прочла и в этот же день экранизацию посмотерла.
Меня как-то ни то, ни другое не впечатлило.
тебе понраивлось в итоге?
Не скажу что понравилось или чем-то удивило. Прочитала для общего развития и ок.
Поздравляю с таким продуктивным завершением года!
Поздравляю с таким продуктивным завершением года! Итоговый список выглядит внушительно.)
Спасибо! Сама удивилась))