02:44

Тень птицы.
Как и мы, немцы любят жаловаться на упадок высшего образования: на отказ от системы Гумбольдта, на Болонский процесс, на бакалавриат... Кстати, в последнем пункте им не повезло еще больше, ибо бакалаврский период обучения здесь составляет всего 3 года, и чему можно научиться за это время - действительно загадка. Одна знакомая девочка тут даже пишет работу о тенденциях в немецких вузах: стремясь как можно быстрее наштамповать специалистов (считай - недоспециалистов), они уже не выполняют своих основных фунцкий и превращаются в какие-то предприятия на коммерческой основе.
Не знаю, к чему это всё приведет, но пока что в немецком подходе я вижу и положительные моменты, которым остается лишь завидовать.

Больше всего меня восхищает гибкость этой системы и отсутствие принципа "из-под палки". По крайней мере, в нашем магистерском кругу это очень заметно.
Во-первых, люди сами выбирают себе курсы. Т.е. не дрыхнут всем скопом на "левых" навязанных предметах, "потому что в плане так стоит", а в индивидуальном порядкесоставляют сосбственное расписание. А где самостоятельность - там и ответственность. Ведь если человек добровольно отправляется изучать какую-либо дисциплину, он будет активен и готов к серьезной работе. Например, на нашем переводческом семинаре все так оживленно участвуют в обсуждениях и наперебой предлагают столь интересные идеи, что диву даешься. Я, по крайней мере, к такому не привыкла. И мой доклад на прошлой неделе был выслушан с таким неподдельным вниманием, каким рудновская публика в жизни не одаривала не только меня, но и многих профессоров.:hah:
Второй момент: неограниченная продолжительность учебы. Если ты взял слишком много курсов и не тянешь их все, часть можно отложить на следующие семестры... И так чуть ли не до бесконечности. Поэтому здесь часто можно встретить и 25-, и 30-летних студентов...) Учишься столько, сколько считаешь нужным. Правда, социальная поддержка оказывается до 29 лет, чтобы не очень-то злоупотребляли... :)
И, наконец, третье: доступность образования для пожилых людей. Про это я уже мельком упоминала: почти на всех лекциях у нас сидят бабули-дедули, а на некоторых предметах их и вовсе большинство. Кажется, они должны что-то платить за посещение, но за ними опять-таки никто не гоняется с требованиями. Как и во многих других сферах жизни, здесь всё построено на честности и доброй воле.

Такова ситуация, по крайней мере, в нашем университете.

Разумеется, такая система самостоятельного выбора может и навредить, если человек приходит пинать балду. Но если использовать ее правильно, то она воспитывает тот самый "западный индивидуализм", который у нас так любят ругать. А ведь это вовсе не наплевательское отношение к ближнему своему. Это просто способность принимать решения своей головой, без оглядки на массу и чье-то там авторитетное мнение. Что ни говори, полезное качество...

@темы: .DE, Интересности, Мысли вслух

Комментарии
30.11.2013 в 12:42

А вот я не вижу в этом плюсов.. Позже, готовые специалисты и работают по этой же системе - что хочу, то и делаю. Никакой ответственности, и никакого понятия: НАДО! А иногда бывает работа, которую делать всё-таки НАДО, даже если не хочется. И делать вовремя, не откладывая на потом, и даже нехотя делать это качественно.
Т.е. да, конечно, есть работа, которую можно делать когда захочется, а есть та, которую делать всё-таки надо обязательно - те же доктора, педагоги, социальные работники и много ещё чего. А я замечаю уже много раз, что не делают! Не хотят или не считают нужным.. но нам, потребителям от этого не легче..
30.11.2013 в 15:24

Тень птицы.
Печально, но если человек не хочет работать, то тут и система с обязаловкой мало чем поможет. Человек просто учится уклоняться от обязательств так, чтобы не "спалиться", и этот главный принцип вырабатывается еще в студенчестве.

А тут мы сколько ни ходили по всяким соц. службам, амтам, банкам, страховым компаниям, кураторам, врачам (это, правда, подруга ходила), видели только добросовестную работу. Может, пока просто везет, не знаю...)

Видимо, в конечном счете все зависит от каждого конкретного человека. Готов к серьезной работе - использует любую систему с умом. А нет... так нет.)
30.11.2013 в 15:57

Kerze, да, мне тоже, к счастью, приходилось встречать и добросовестных работников! Но и ужасно ленивых, безответственных и равнодушных тоже.. к сожалению.(( Да, скорее всего, Вы правы, всё зависит от конкретного человека! )
Хотя почему-то уверена, что такая система всё-таки поощрает ленивых утвердиться в своей правоте оставаться ленивыми. Это в их головы вбивается с детства - мои права. Право на халатность в т.ч. И делают они всё это вежливо, с улыбкой, поскольку вот как раз знают чётко, что за грубость можно и получить люлей, а за ничегонеделание, но с вежливостью - ничего не будет.
Ох... извиняюсь за эмоции. Больная тема для меня. ))
30.11.2013 в 23:12

Las mujeres tienen muchos defectos, los hombres solo dos: todo lo que hacen y todo lo que dicen))
Можно, можно я выскажусь? У нас в Москве есть несколько лицеев-гимназий, которые работают по этой ссистеме - составляй свое собственное расписание.
Говорят, это приучает к самостоятельности мышления и ответственности, а также дает умение распоряжаться своим временем.
Мне пока со своей колокольни кажется, что подход "учись чему хочешь и сколько хочешь" должен вводиться (полностью) только тогда, когда человек полностью сформировался. Когда он уже знает, что ему интересно. Для меня лично это время наступило аж на 3-м курсе (нехило, да?)
А до этого вполне можно сбалансированно давать обязательные программы и что-то на выбор. Это к тому же хороший способ оценки качества преподавания.
30.11.2013 в 23:24

Тень птицы.
ollaine, не, ну в школах такое вводить - точно перебор...) В бакалавриате - ок, тут спорный вопрос. А вот в магистратуре совершенно точно полезно, по-моему.:) Учитывая, что магистратура сама по себе дело добровольное.

Это к тому же хороший способ оценки качества преподавания.
Согласна.:yes:

Хотя почему-то уверена, что такая система всё-таки поощрает ленивых утвердиться в своей правоте оставаться ленивыми.
Это да. Система ориентирована на ответственных, как я и написала в посте.) А ленивые...что с ними поделаешь, их и в России хватает.