На моей виртуальной полке ощутимо прибавилось антиутопий и постапа. Ну, такие времена. А больше всего радости подарили такие жанры/лейтмотивы: Профессионалы за работой и Что-то на базе исторических событий, но с авторским изюмом.
Как-то так.
1. Ф. Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" *1. Ф. Флэгг. Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок" *
Взгляд в жизнь тихой американской глубинки. Роман выстроен вокруг одной семьи и её ближнего круга, действие разворачивается на протяжении XX века и показывается то напрямую, то в рассказе старушки в наши дни. Т.е. по форме тут двойной сюжет: история из прошлого, поведанная милой бабулей, в настоящем вдохновляет совершенно незнакомую женщину изменить собственную судьбу.
А по сути напомнило и "Убить пересмешника", и уютные повести Наринэ Абгарян, да и много других книг о простых людях, взаимоотношениях и судьбах.
Вроде бы ничего примечательного, первую половину мне даже было скучновато. Но постепенно втянулась: герои всё-таки цепляют, а книга правда очень добрая, человечная и о базовых важных темах — любви, дружбе, защите своих и поиске себя.
Любопытно, как она пройдёт проверку временем, т.е. сколько и с каким послевкусием я буду помнить к концу года.
2. Ф. Гранхус. Шторм2. Ф. Гранхус. Шторм
Бодрый скандинавский нуарчик с мрачной-таинственной атмосферой, ужасающей погодой и великолепием Лофотенских островов. Собственно, последний пункт и стал решающим, когда надо было вновь выбрать халяву от Литреса. Так что и причина чтения, и ощущения в процессе — один в один с "Шале" из прошлого года. Нормально разгрузжает мозг.
3. С. Кинг. Извлечение троих *3. С. Кинг. Извлечение троих *
Да, я всё-таки переварила "Стрелка" и двинула по циклу дальше. Предчувствие не подвело: эта часть уже намного сильнее сюжетно, намного интереснее и... уже такая типично-кинговская. Это когда читаешь и на очередном твисте мысленно орёшь: "Да как тебе такое в голову пришло?!" Всё-таки у него по-особому работает воображение
4. М. Этвуд. Рассказ служанки **4. М. Этвуд. Рассказ служанки **
Кандидат в самые противоречивые книги года. Я давно на неё поглядывала. Наконец, прочитала и заполировала первым сезоном.
Что могу сказать. Это Оруэлл без минималок, по крайней мере по эмоциональному воздействию. В последний раз меня так бомбило от Running Grave Мамы Ро и её описания тоталитарной секты. Это вот оно, только в масштабах государства. Самые разные книжные, исторические и реальные аналогии считываются на раз-два, а на фоне нынешних долбанутых заявлений о том, что женщины чёта стали слишком образованные или что жизнь гражданина ему не принадлежит и вовсе становится не по себе.
Об этом надо говорить и писать, поэтому я скорее рада, что такая книга есть. Но какая ж она гадкая в своей откровенности)) Просто антиутопией, где человек лишён субъектности, сейчас мало кого удивишь, но сюжетов, настолько извращающих и убивающих саму идею любви и сексуальности, я что-то не припомню... После прочтения долго ещё ловила в себе отголоски омерзения, как будто реально стала свидетелем какой-нибудь сцены.
Сейчас слегка попустило, могу рассуждать более отстранённо и хочу выделить для себя три момента.
Во-первых, книга в целом явно поднимает дилемму: Насколько оправдано существование общества, вот так насилующего людей в прямом и переносном смысле? А если на кону реально выживание?
Во-вторых, очень сильно и до жути правдоподобно выглядит момент с постепенным изъятием свобод. Вот какие-то
Наконец, эта книга напоминает о том, что 8 марта — ни разу не праздник цветочков и красоты. Этвуд не изобрела велосипед, а просто выкрутила на максимум реальные проблемы женских свобод, актуальные в самых разных обществах в прошлом и, увы, настоящем.
Сериал, кстати, классный, дополняет и расширяет книгу. Но дальше первого сезона не пойду, с меня хватит.) А вот до второй книги, возможно, всё же доберусь,
5. М. Хейг. Полночная библиотека *5. М. Хейг. Полночная библиотека *
Наивная, но вовремя подвернувшаяся книга.
Разочаровавшаяся в себе девушка получает возможность заглянуть в любую из своих неслучившихся жизней — жизней, где ею были приняты другие решения и наступили другие последствия.
История немного однообразна по форме, а кроме того, героиня невероятно бесит своей дезориентацией в каждой новой жизни, в которую попадает.
Ну и да, в целом эта книга просто о бесполезности сожалений, эффекте бабочки и необходимости ценить то, что имеешь. Банально? Очень! Но мне зашло
6. К. Исигуро. Клара и Солнце **6. К. Исигуро. Клара и Солнце **
Вот как Кинг сразу узнаваем по происходящей в его книгах невероятной фигне, так и Исигуро безошибочно распознаётся в каждой своей истории. Здесь всё то же: мотив служения и безвозмездной самоотдачи; сюжет, пронизанный печалью и ощущением неотвратимости. Местами перекликается с "Не отпускай меня", только без трагизма — хотя я его ожидала. Зато здесь есть и новые нотки: служащее человеку создание (биоробот?) на этот раз получает свою собственную религию. Питаясь энергией солнца, оно возводит его чуть ли не в статус божества и верит, что солнце может спасти "хозяйку", если его хорошо попросить. Необычно и чот прям трогательно.
PS. Пока писала этот пост, задумалась: почему меня так корёжит от антиутопических мотивов подавления личности, а вот Кадзуо со своим служением в каждой книге вызывает максимум светлую грусть? Да, его герои порой не совсем люди, но ведь наделены 100% человеческими качествами, эмпатией и разумом. Да и про обычных людей он тоже писал, взять хотя бы "Остаток дня".
И вспомнила вот что. Когда-то в одной лекции я услышала, что мотив служения пришёл в его книги из восточной культуры, якобы так проявляются японские корни. Может быть, дело в этом. За несвободой его героев действительно чувствуется культурная база, некая мощная философия. Несвобода не кажется чем-то возмутительным, настолько мягко она вплетена в саму их суть. Т.е. личность не подавлена искусственно, а несвободна по определению. Это своего рода домовые эльфы, не умеющие жить по-другому)
Очень интересный вопрос, надо ещё подумать.
7. Е. Водолазкин. Чагин7. Е. Водолазкин. Чагин
Не могу себя причислить к фанатам Водолазкина, и всё-таки у меня это уже третья его книга.
Роман про человека с феноменальной памятью как будто продолжает начатую Исигуро в «Погребённом великане» тему вины и невозможности её забыть. Юный уникум был завербован КГБ, сдал им диссидентский кружок и затем раскаивался в поступке всю жизнь, помня каждую его деталь. Лента его жизни разворачивается в романе уже после смерти, в нашем времени, голосами других, молодых героев. У них свои проблемы и свои взаимоотношения, но оба связаны с Чагиным и его потерянной из-за предательства возлюбленной.
В целом, книга по тону немного созвучна предшествующему ей «Авиатору» и скорее понравилась, чем нет. Недоумение вызвал разве что серединный кусок, прерывающий историю Чагина и зачем-то вываливающий на читателя глюки спятившего кгбшника, по стилю изложения сильно отдающие гоголевщиной. Водолазкин — филолог и вряд ли случайно вставил эти записки сумасшедшего. Но я не поняла, с какой целью это было сделано.
8. Ф. Бакман. Медвежий угол *8. Ф. Бакман. Медвежий угол *
Судя по отзывам и количеству экранизаций, Бакман сейчас мегапопулярен, вот и я до него добралась. Но начала не с милых книжек типа «Второй жизни Уве», а сразу с чего пожёстче.
Это история маленького шведского городка, затерянного в лесах и почти забытого миром. У жителей из развлечений есть только выпивка в местном баре, махровый местечковый патриотизм и дикая страсть к хоккею. Вокруг юниорской сборной и крутится всё действие, разгораются конфликты, вскипает ненависть, и… должна сказать, меня крепко зацепило. Картинка получилась пугающе знакомой, общечеловеческой. Бьорнстад — придуманный город, «все совпадения случайны», но в нём отражены универсальные пороки любого общества. Всегда и везде люди склонны судить жертв насилия наравне с насильниками, родители ставят благополучие собственных детей выше совести, а правду ищут в силе(
Немножко напомнило «Случайную вакансию» — скорее всего, потому что Бакман по мастерству психологических портретов очень даже дотягивает до Роулинг. Только у Ро пучок событий и решений сходится в куда более мрачный итог.
9. Ф. Бакман. Мы против вас9. Ф. Бакман. Мы против вас
Вторая часть дальше раскручивает историю городка Бьорнстад, туже затягивает узлы конфликтов, сгущает тучи — а вот понравилась мне уже меньше. Здесь на первый план выведена проблема меньшинств, которая просто меньше меня трогает, чем тема насилия. А ещё, возможно, не стоило читать книги подряд, т.к. ко второй части авторские рассуждения о природе того или иного чувства/порыва/стремления человека начали слегка утомлять. Но это всё ещё хорошая литература о больших страстях маленького общества. Недавно вышла третья книга, буду читать.
10. Г. Яхина. Эшелон на Самарканд ***10. Г. Яхина. Эшелон на Самарканд ***
Это было очень круто.
Роман про эвакуацию голодающих детей Поволжья в Туркестан лежал у меня в отложенных несколько лет. Я никак не решалась за него взяться, ожидая трудно читаемый мрачняк, ноо эта книга шикарно сделана и увлекла с первых же страниц.
Сознательно или нет, автор задействует сразу несколько приёмов, делающих сюжет динамичным и современным.
Во-первых, беспроигрышный жанр роад-муви. Да ещё с явными чертами "постапокалипсиса" 1921-23 годов: растерзанная гражданской войной страна, вымершие от голода деревни, оборванцы, слоняющиеся по дорогам в поисках пропитания и спасения… Всё это держит в напряжении и временами продирает морозом по коже, особенно если держать в голове реальность событий: даже в моём окружении есть люди, помнящие рассказы бабушек о происходившем в Чувашии, Татарстане, Самаре кошмаре.
Во-вторых, яркие герои-взрослые, команда эшелона — проработанные, взвешенные, в чём-то даже архетипические характеры.
Наконец, неиссякаемая вера в добро. Поезду с детьми встречаются на пути самые разные люди… красные и белые, чекисты и шайки бандитов. У всех руки по локоть в крови, но все готовы прийти на помощь. Правдоподобно ли? Не знаю. Но в литературных рамках смотрится сильно и не даёт повествованию о страшных событиях скатиться в беспросветность.
В общем, книга понравилась очень и вызвала самые неожиданные ассоциации: от «Доктора Живаго» до горячо любимой в детстве «Голубой стрелы» и даже «Дома, в котором…» Пожалуй, для меня на данный момент лучшая из книг Гузели Яхиной.
11. К. Маккарти. Дорога *11. К. Маккарти. Дорога *
На разгоне решила продолжить дорожно-постапокалиптическую тему, подумав: ну чем меня можно напугать после «Эшелона»?
Только это вот уже настоящий, безжалостный постап. Он не про попытки построить нечто новое на руинах погибшего мира, а про тупую, безымянную и практически бессмысленную борьбу за выживание. Про худшие проявления человека. От текста становится физически неуютно, и каким-то шестым чувством улавливаешь: наверное, так всё и было бы.
На контрасте с предыдущей книгой показалось, что написано слишком сухо, хотя здесь это оправдано. Думаю, так выглядит настоящая классика жанра, и понимаю, почему этой историей вдохновлялись создатели The Last of Us.
12. Ю. Каракур. ФарфорЮ. Каракур. Фарфор
Вновь бирка «подкинуто Литресом». А жанр и стиль я бы охарактеризовала хештегом #уютныеебеня. Книга о повседневных маленьких и больших впечатлениях ребёнка девяностых, о взаимоотношениях с бабушкой и соседями — словом, разнообразные житейские истории. Местами цепляет ностальгией, вспыхивающими откуда-то из детства полузабытыми фрагментами. Книга может зацепить вниманием к деталям, взглядом на мир через призму детского восприятия. Если б не одно но... Поток сознания и полное отсутствие абзацев. Не могу воспринимать такие тексты, раздражает.
13. А. Саратовская. Лига Защиты 13. А. Саратовская. Лига Защиты
Сделала ИИ-песню по миру, упоролась, перечитала оригинал. Логично же
В принципе, обновлённые впечатления ещё в апреле по горячим следам обсудила тет-а-тет с автором и не вижу смысла повторяться. Скажу только, что взаимодействие и прописанную мотивацию героев я и спустя десяток лет всё так же считаю сильнейшей стороной романа, а вот отношение к концепции веймарской военной машины сместилось с нейтрального к отрицательному, что опять-таки объяснимо. В остальном — приятно было узнать, что книга по-прежнему не оставляет меня равнодушной.
14. С. Кинг. Бесплодные земли 14. С. Кинг. Бесплодные земли
Как-то неровно у меня идет Тёмная башня, швыряет из восторга в непонимание «что за хрень и зачем я это читаю». Говорящий, хтонический, злобный поезд – гениальная находка или наркомань? Вот и я не знаю. Продолжаем, короче.
15. У. Харт. Хозяйка Шварцвальда *** 15. У. Харт. Хозяйка Шварцвальда ***
Это уже из рекомендаций Лайвлиба, и мне внезапно зашло. Написано вроде бы незамысловато, но вот что значит качественная работа с классическим первоисточником. История отсылает к ученику Фауста, Вагнеру, который в оригинале запомнился мне довольно невнятным челом, а здесь раскрывается как противоречивый персонаж со своей судьбой. Он уже обзавёлся и собственным демоном, и домом с прислугой, и нашёл ученицу для передачи драгоценных и опасных знаний. Девочка становится центром нового круга обучения, но… финал готовит сюрприз и обманывает ожидания от названия романа. В общем, вышло добротное фэнтези на крепкой гётевской базе. К тому же, сердечко германофила греют картины Шварцвальда и упоминание дома Фауста в Штауфене (было дело, мы специально гоняли туда из Фрайбурга... )
У автора хвалят и другую, более раннюю книгу, занесла себе в план.
16. У. Голдинг. Повелитель мух 16. У. Голдинг. Повелитель мух
Давно собиралась прочитать и получила ровно то, что ожидала. А именно: мини-антиутопию, этакую «песочницу», т.е. локальную модель общества на примере мальчиков, оставшихся без присмотра на необитаемом острове. Разумеется, книга вступает в спор с прародителем всей этой островной темы, романом о Робинзоне Крузо. Это такая Робинзонада наоборот, вывернутая тёмной людской сущностью наружу. Ответ жёсткого двадцатого века наивному восемнадцатому. Просвещение, стремление человека к созиданию и цивилизованности, вот эти все идеалистические представления прошлого разбиваются о реальность последствий ядерной войны, стремление доминировать и безнаказанность насилия. Не могу сказать, что было приятно читать, но противопоставление двух взглядов из различных эпох показалось любопытным. Плюс ещё один яркий представитель жанра антиутопии теперь в копилке.
17. А. Варламов. Одсун *17. А. Варламов. Одсун *
Прилетело по совету коллеги. Сама бы читать не стала, но и не пожалела, потому что после прочтения было интересно обменяться мнениями. Это, вероятно, одна из первых новейших попыток прорефлексировать в литературе российско-украинские взаимоотношения. Должна признать, попытка добротная, хотя недвусмысленно навязанная в тексте позиция автора едва ли предполагает, хм, объективность и непредвзятость. Нет, я вполне допускаю, что существуют куда более упоротые писатели и произведения на эту тему, а также прекрасно осознаю, что по-настоящему свободная от пропагандистской шелухи книга не может быть напечатана в нынешнее время. Всё это оставляю за скобками и рассуждаю только о прочитанном.
«Роман без границ», как он проименован в подзаголовке, разворачивает историю любви между русским и украинкой посреди хаоса девяностых, а в параллельной сюжетной линии предлагает заглянуть в Судеты ХХ века. Это регион в Европе, где издавна чешское население жило бок о бок с немецким. Слово «Одсун» означает «перемещение», «эвакуацию», а также «выселение» и «депортацию» — и сейчас используется для описания весьма трагической страницы истории, когда несколько миллионов судетских немцев после Второй мировой войны сперва подверглись геноциду со стороны чехов, а затем были изгнаны из родных мест вникуда. Этот исторический факт не был мне известен, потом почитала в интернете и впечатлилась масштабами события и количеством жертв среди гражданских.
Тема коллективной ответственности и исторической памяти, самоопределение народов и извилистый многовековой путь их взаимоотношений… казалось бы, крутейший материал для романа такого масштаба. Но как же меня бомбануло от подачи. У книги огромные провалы в логике, потому что в личность главного героя постоянно вторгается голос автора с набившей оскомину повесткой. Подмена понятий наводит скуку, всё смешано в кучу, одна мысль не следует из другой, из-за чего все герои непоследовательны и жалки. Разумеется, с таким анамнезом они нон-стопом творят фигню, не знают чего хотят и не совершают ничего достойного внимания, так что в погоне за читательским сочувствием приходится устроить тотальную слёзовыжимательную развязку. Которая тоже выглядит искусственно.
Как итог, мне очень даже зашла попытка в исторические параллели и то, что я узнала нечто новое. В остальном это, увы, довольно политизированное и типичное для своего времени произведение. Верю, что час настоящей рефлексии еще придет, а пока для неё рановато.
18. А. Иванов. Бронепароходы **18. А. Иванов. Бронепароходы **
Добралась-таки до свеженького опус-магнума любимого автора. Широкое полотно речного пароходства времён гражданской войны — это было ярко, познавательно, как всегда кинематографично и… вторично?
Нет, мне правда понравилось. Шикарное погружение в историю, сюжет закручен динамично, персонажи запоминаются. Но всё это я уже писала про «Тени тевтонов», а ранее примерно то же самое могла сказать и про так впечатливший меня «Тобол». Если когда-то я открывала одну книгу за другой и не могла поверить, что "Географа", "Пищеблок" и эпические романы написал один и тот же человек, то сейчас понимаю, что автор нашел удобную нишу и сосредоточился на ней. Качественно? Безусловно. Так что это не претензия, просто наблюдение.
19. Э. Хилдебранд. 28 лет, каждое лето19. Э. Хилдебранд. 28 лет, каждое лето
И вновь бонус от Литреса, который я специально откладывала до сезона пляжного чилла и балконных посиделок. Особо нечего сказать, просто лёгкое чтение пралюбовь для создания отпускного расслабона
20. Г. Лавкрафт. Зов Ктулху (сборник)20. Г. Лавкрафт. Зов Ктулху
Добралась, тэскэзэть, для общего развития. Легко, атмосферно и захватывающе, и в целом понимаю, почему это считается классикой ужасов, которой вдохновлялись и Кинг, и Горшок.
21. Х. Мураками. Норвежский лес21. Х. Мураками. Норвежский лес
Продолжаем избавляться от пробелов в читательском кругозоре)) Только тут впечатления уже сложнее. Идея заложена классная: трудности и одиночество юных героев, их попытки после травмирующего события найти силы жить дальше — и себя в мире. У кого-то выходит, у кого-то нет. Но подача… может, дело в переводе, или же так и задумывалось в подражание Сэлинджеру, отсылки на которого явно считываются, но... меня прям расстроили примитивность языка, обилие повторов и в целом какая-то бледность текста, что ли. Да, "Над пропастью во ржи" в своё время тоже не зашла по этой причине. В общем, нормально, но почему-то ожидала большего.
P.S. Напрашивается сравнение с другим известным японцем и моим любимчиком, Кадзуо Исигуро. Любопытно, как у этих двух писателей диаметрально противоположны векторы влияния культур Восток-Запад. Кадзуо, как и его герои, вполне себе европеец, но в его текстах очень сильны мотивы из восточной философии. А вот Мураками гражданин Японии и пишет про Японию, но при этом активно использует аллюзии и на Томаса Манна, и на того же Сэлинджера, а может и на другие произведения западной литературы. Без выводов, просто мысли на полях.
22. У. Харт. Когда запоют мертвецы **22. У. Харт. Когда запоют мертвецы **
Вторая (первая по хронологии) книга автора — и вновь очень хорошо. Тут у нас уже средневековая Исландия, тонкое переплетение реальности и магии, красочные детали быта и вполне симпатичная романтическая линия. А вот концовка спорная. Я понимаю, что герои изначально раскрывались неоднозначно, но имхо как-то вышло чересчур.
23. А. Кондратьева. Титановый город23. А. Кондратьева. Титановый город
Шарилась я, значит, по коробкам у мамы в поисках ГП-шмота, чтобы пойти на ГСО… а нашла свой экземпляр ТГ На ГСО в итоге не попала, а вот книгу наконец-то прочитала, и очень быстро. Развернутый отзыв отправился автору, но если резюмировать: я бы хотела увидеть эту книгу раза в два толще, с подробностями о мире и большим раскрытием героев)) А в целом хочу отметить свежую идею и захватывающее действие. Книга прям пролетает, это круто.
24. К. Воннегут. Механическое пианино *24. К. Воннегут. Механическое пианино *
Книга, после которой я полезла делать тесты IQ Хорошая «мягкая» и при этом глубокая антиутопия про мир, разделённый на инженеров, изобретающихи обслуживающих умные машины, и безработных, ненужных людей второго сорта. Механизация производств обрушила рынок труда, зато дала обывателю всё, о чём можно мечтать — кроме смысла жизни.
История развивается по законам классических антиутопий: есть герой, который бросает вызов системе, и есть система, которая перемалывала и не таких смельчаков... Из прикольного: заметила, что, описывая общество будущего, автор встраивает в него привычные ему социальные модели Америки 50х: муж-преуспевающий кормилец, жена-домохозяйка, собрания мужских клубов, представления о престиже и роскоши.
Зато переживания о том, что чрезмерно рванувший прогресс может лишить человека работы, в 2024 звучит очень даже актуально.
25. С.Х. Бьёрнсдоттир. Остров *25. С.Х. Бьёрнсдоттир. Остров *
Неуютная и пробираюшая исландская антиутопия, посыл которой прост: любое общество, замкнувшееся в себе самом и переставшее взаимодействовать с внешнем миром, неизбежно сползает в диктатуру. Тревожность при прочтении подпитывает и тот факт, что в книге до самого конца так и не раскрываются точные причины, по которым Исландия оказалась отрезана от цивилизации. Но вот последствия этого разрыва разворачиваются методично и неотвратимо.
26. Дж. Уорф. Вызовите акушерку **26. Дж. Уорф. Вызовите акушерку **
И вновь рубрика "долгий ящик". Книга болталась в отложенном несколько лет, и как же я рада, что до неё добралась Отличная, уютная и вдохновляющая. Во-первых, это было очень познавательно: такой красочный срез жизни низшего класса Лондона 50х годов. Многое узнала и вообще чуть ли не впервые задумалась: а как жили после войны в других странах. Кроме того, хоть и читала в переводе, заинтересовалась феноменом кокни и вообще диалектами, которые в Британии являются ярким социальным маркером.
Во-вторых, как выяснилось, я обожаю истории про профессионалов, горящих своим делом. И это оно. Дальше пока не стала читать, но 1 сезон сериала посмотрела с удовольствием.
27. Н. Брантмарк. Лагом. Шведские рецепты счастливой жизни27. Н. Брантмарк. Лагом. Шведские рецепты счастливой жизни
Забавная ерунда на один раз) Зато у меня отличная новость для всех, кто снимает уличную обувь дома: мы с вами уже на пути к постижению лагом. А для автора-британки это прям открытие. Короче, похожая книжка про Хюгге мне когда-то понравилась больше, хотя тоже была наивной. Но тут уж слишком много очевидных вещей преподносятся как нечто гениальное, что пробивает на хехе.
28. А. Хейли. Аэропорт ***28. А. Хейли. Аэропорт ***
Зашло! Книгу относят в жанру производственного романа, так что тут я со своей любовью к «профи за работой» попала точно по адресу))
Но дело не только в этом. История по-настоящему остросюжетна, с хорошим юмором, и отдельными психологическими портретами, прописанными вот прямо очень хорошо. СпойлерМеня, например, больше всего зацепили не героические пилоты, а словивший выгорание диспетчер в шаге от самоубийства, которому всего-то нужно было признаться самому себе, что он ненавидит свою работу и не выбирал её. Или другой любопытный кадр: невзрачный ноунейм-шовинист, появившийся в единственном эпизоде, но ставший причиной самого драматичного сюжетного поворота. Если честно, я недоумеваю, почему эта книга была экранизирована только раз и очень давно. Реально крутяк.
29. Ф. Бакман. После бури 29. Ф. Бакман. После бури
Последняя книга из трилогии про хоккейный городок Бьорнстад венчает мой книжный марафон 2024. Как и в случае с предыдущими частями, слушала аудиоверсию. Да ещё на редкость удачную: после каждой главы запускался один и тот же англоязычный трек, органично дополняющий историю по настроению и смыслу.
Книга гораздо лучше второй, сюжетно во многом зеркалит первую и в моем личном рейтинге части 1 и 3 находятся примерно на одном уровне. И всё-таки Бакман изрядно досаждает склонностью к нравоучениям, обобщениям и дешёвому прямолинейному нагнетанию "щас случится что-то плохое, ох случится". Аж бесит временами
Нон-фикшн
Дизайн и проектирование
30. И. Бирман. Пользовательский интерфейс **30. И. Бирман. Пользовательский интерфейс **
Какая полезная штука! Не пожалела ни одного заплаченного рубля)) Наглядно разъяснены часто встречающиеся косяки и доступно сформулированы правила проектирования, прям захотелось перелопатить свои учебные макеты. Ну и неизбежная побочка: постепенно начинаю видеть всё больше ошибок на реальных сайтах В общем, класс, утащила в конспект и буду ещё возвращаться.
31. А. Горбунов. Типографика и вёрстка31. А. Горбунов. Типографика и вёрстка
Опять-таки хорошо, хотя почему-то в процессе я уже меньше вопила от восторга и меньше выхватывала цитаты)) Тоже в копилочку.
32. Intercom on Jobs-to-be-Done *32. Intercom on Jobs-to-be-Done *
А вот опять спасибо Ро, которая в прошлом году вернула мне "читательный" английский и тем самым морально помогла перейти на проф. литературу. Отличная книжка о методологии JTBD, применяемой в маркетинге и разработке продуктов. А если одновременно смотреть на материал ещё и с точки зрения простого пользователя, т.е. себя, становится многое понятно о собственных привычках при выборе софта, покупок и вообще чего угодно)))
33. С. Круг. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать!33. С. Круг. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать!
Толково и исчерпывающе про принципы юзабилити и тестирование интерфейсов.
34. Дж. Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем34. Дж. Раскин. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем
Джеф Раскин — один из основателей Макинтош, и труд его рекомендуется с списках базововой литературы. Для меня оказалось многовато излишней технической информации, но в целом видно, в каких моментах тот же Бирман на неё опирался и чему стоит уделить внимание.
35. Й. Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок35. Й. Мюллер-Брокман. Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок
Классика от создателя швейцарской школы, на которой построен весь граф. дизайн второй половины 20-го века. За давностью лет далеко не всё применимо для веба, но опять-таки — основы никуда не делись, и их стоит знать.
36. А. Королькова. Живая типографика36. А. Королькова. Живая типографика
Значительную часть информации я уже проходила на курсе, так что тут вышло повторение и углубление материала.
37. И. Иттен. Искусство цвета *37. И. Иттен. Искусство цвета *
А вот это уже может быть интересно для более широкой аудитории: художников и просто интересующихся живописью. Иттен рассматривает как физическую природу цвета, так и особенности взаимодействия цветов друг с другом, их восприятия человеком и использования в искусстве. Из необходимого: наконец-то разобралась до конца с его цветовым кругом. В остальном же было увлекательно и полезно, что называется, для общего развития.
38. А. Купер. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия38. А. Купер. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия
Ох и завязла я в этой книге. В принципе, удалось наконспектировать полезного, но все процессы расписаны слишком подробно. Слишком.
Софт-скиллы и всякое около-психологическое
39. Л. Лаундес. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций39. Л. Лаундес. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций
Книга старая, и некоторые советы явно устарели, но база неплохая. Особенно понравился раздел про язык тела: не то чтобы прям нахватала мега-открытий, но реально стала уделять этому больше внимания, чем раньше. Надо взять ещё что-нибудь про коммуникацию.
Фанфикшн
40. А. Саратовская. Гуманистическая парадигма40. А. Саратовская. Гуманистическая парадигма
Не, ну а кто мне запретит добавить раздел "фанфикшн" и добить общий список до 40?))) Тем более объём текста в итоге потянул на макси, а сама вещь по-настоящему добротная. И — самый надёжный показатель авторского искусства — я, как человек, никогда не сталкивавшийся с трансформерским фандомом, прониклась и повествованием, и героями, и в меру детализированным описанием, а также добрым юмором и той самой сюжетной основой "профи за работой".