На выходных попрактиковались в маленькой семейной магии. Задача была одновременно сложна и проста до невозможности: расколдовать для себя Киев. Превратить его из обители ужасов, из черных злых буковок новостей - обратно в живой и прекрасный Город, который я когда-то любила.
Сколько бы я не била себя пяткой в грудь, мол всё нармаальна - а ехать было страшно.)) Сомневалась до последнего. Боялась не столько проблем на границе или бандеровцев на крыльях ночи, сколько себя, своего восприятия. Боялась, что увижу там нечто отталкивающее, враждебное, чего не смогу простить городу и стране.
Но Андрей здорово подбадривал, да я и сама понимала, что ехать надо вместе и что для меня это очень важно. Постоянное ощущение надежного плеча рядом, нужные слова, улыбки и хохло-москальские шуточки тоже сделали свое дело: накануне отъезда мы уже совсем развеселились. Родители взволнованно благословили на подвиги, друзья пожелали удачи, а Амира преподнесла и вовсе неожиданный сюрприз: пришла и проводила. В общем, с самого начала поездка выглядела как нечто из ряда вон выходящее. Ох уж это информационное нагнетание...
читать дальшеВагон, вопреки обыкновению, так и остался полупустым: ряды российских пассажиров заметно поредели, что и понятно. На границе ничего сверхъестественного не случилось, разве что суровый козацький пограничник прицепился ко мне с вопросами, чего никогда раньше не было. А вот на вещи даже не взглянули, хотя я специально так старательно собирала рюкзак. И в процессе мы даже родили шутку про лучший пропуск в Украину - скакалку...)))
Киев встретил меня так же, как и во все предыдущие 8 раз: ярким солнцем и синевой. Честно, не помню, чтобы я на въезде хоть раз встречала непогоду...) И всегда в те 3-5 минут, когда поезд проезжает над Днепром, город, сияя куполами, как бы открывается навстречу.
Побросав вещи в квартире и дождавшись Рыжую с тренировки, мы отправились гулять. На общем совете было решено начать прямо с майдана, чтобы уж сразу отмучиться и закусить чем-нибудь более ээ..нейтральным по эмоциям.
Как выяснилось, поступили мы совершенно правильно, потому что майдан - это... В общем, когда я пытаюсь подобрать слова, мне представляется что-то вроде черной воронки от взрыва, что ударил в самое сердце города. Города, который я знаю не хуже родной Москвы и могу свободно водить по нему экскурсии. Но удар как будто навсегда изменил этот район, отколол и отбросил его, и теперь для меня существуют два Киева: мой и чужой.
Провели там несколько часов. Никто из нас не видел ничего подобного прежде. Баррикады высотой в человеческий рост, раскуроченная брусчатка, армейские палатки, полусобранная новогодняя ёлка, обвешанная плакатами, несметное число автопокрышек и еще больше - свечей и цветов. Разбитые и замершие цветочные часы в начале Институтской улицы. Пробитые рекламные стенды, сгоревший Дом профсоюзов. Фотографии погибших: самому старшему было за 70, младшему - 17.
Палаток и шатров еще много, но обитатели тише воды, ниже травы и не шибко высовываются. На площади гораздо больше обыкновенных гуляющих: фотографируют, что-то показывают детям. Русской и украинской речи, как и прежде, 50/50. Разговаривают все почему-то полушепотом, зато в нескольких местах играет музыка: до нас доносилась Nirvana, например.
Стоило Андрею отвернуться, как рядом со мной из ниоткуда вылез вежливый молодой человек - приглашал пофоткать лагерь изнутри. По-русски.
И вот что интересно. Миллионы людей, сидя за компьютерами, что-то пишут, думают по этому поводу, отстаивают мнения, оскорбляют друг друга, злорадствуют. А когда оказываешься там, то последнее, чем хочется заниматься - это искать причины и думать, кто прав-виноват, кто что и на чьи деньги затеял, что будет дальше и "аааамывсеумрем". Там я в полной мере оценила простую мудрость картинки из инета, на которую наткнулась не так давно. И ведь так и есть: кто-то считает погибших героями, кто-то идиотами, и эти две правды имеют равное право на существование. А истина в том, что людей больше нет. Кто-то доказывает, что майдан был проплачен, кто-то говорит о рождении нового украинского самосознания. Пусть говорят. А истина - вот она: баррикады перед твоими глазами, следы недавних событий. И ничего уже не изменить, всё случилось как случилось.
А еще майдан - это контрасты, которые выносят мозг. Неподалеку от огромного плаката "Любим русских" плещутся красно-черные флаги "Правого сектора". На Институтской сувенирные лотки торгуют магнитами и футболками в стиле "Дякую тобі боже що я не москаль", за которые мне хочется кого-нибудь удушить - но на улицах я не видела ни одного человека, который бы это носил. Может, повезло, конечно.)) А напротив черного выгоревшего здания пышно и ярко цветет деревце...такое вот удивительное сочетание смерти и новой жизни.
В общем, странно там. В целом печальная атмосфера и мощнейшая энергетика, которая лично для меня оказалась крайне тяжелой и вытянула все соки. Никогда еще не чувствовала себя такой чужой Киеву, хотя и не смогу объяснить, почему.
Андрей как будто был моей стеклянной стеной, позволяющей смотреть на город, но оберегающей меня от него. И мне не хотелось отпускать его руку.
А потом мы ушли на привычный прогулочный маршрут, и Киев будто вернулся на круги своя. То же волшебное сочетание зелени и золота, те же тепло и свет, домики, улочки, скверы, музыканты. Будто и не было ничего. И вот тут пришли воспоминания, и стало хорошо, спокойно и мирно, как раньше. Мы там когда-то провели счастливейшее время, и нежность к этим местам, наверное, останется навсегда)
Хорошо было и на следующий день, когда мы просто сидели дома втроем с Рыжей и лениво взаимодействовали. И когда таксист под прекрасную музыку провез нас мимо Лыбедской. И в поезде по пути обратно в Москву тоже было славно, потому что мы, как обычно, на ночь глядя затеяли душевный разговор, который опять заставил меня поверить, что всё у нас будет хорошо.
Такая вот получилась поездка, богатая на самые разные эмоции: от опустошенности до эйфории. Теперь я второй день дома и в интернетах - и вера опять сменяется тревогой. Наверное, просто магия развеялась.