Как и мы, немцы любят жаловаться на упадок высшего образования: на отказ от системы Гумбольдта, на Болонский процесс, на бакалавриат... Кстати, в последнем пункте им не повезло еще больше, ибо бакалаврский период обучения здесь составляет всего 3 года, и чему можно научиться за это время - действительно загадка. Одна знакомая девочка тут даже пишет работу о тенденциях в немецких вузах: стремясь как можно быстрее наштамповать специалистов (считай - недоспециалистов), они уже не выполняют своих основных фунцкий и превращаются в какие-то предприятия на коммерческой основе.
Не знаю, к чему это всё приведет, но пока что в немецком подходе я вижу и положительные моменты, которым остается лишь завидовать.

Больше всего меня восхищает гибкость этой системы и отсутствие принципа "из-под палки". По крайней мере, в нашем магистерском кругу это очень заметно.
Во-первых, люди сами выбирают себе курсы. Т.е. не дрыхнут всем скопом на "левых" навязанных предметах, "потому что в плане так стоит", а в индивидуальном порядкесоставляют сосбственное расписание. А где самостоятельность - там и ответственность. Ведь если человек добровольно отправляется изучать какую-либо дисциплину, он будет активен и готов к серьезной работе. Например, на нашем переводческом семинаре все так оживленно участвуют в обсуждениях и наперебой предлагают столь интересные идеи, что диву даешься. Я, по крайней мере, к такому не привыкла. И мой доклад на прошлой неделе был выслушан с таким неподдельным вниманием, каким рудновская публика в жизни не одаривала не только меня, но и многих профессоров.
Второй момент: неограниченная продолжительность учебы. Если ты взял слишком много курсов и не тянешь их все, часть можно отложить на следующие семестры... И так чуть ли не до бесконечности. Поэтому здесь часто можно встретить и 25-, и 30-летних студентов...) Учишься столько, сколько считаешь нужным. Правда, социальная поддержка оказывается до 29 лет, чтобы не очень-то злоупотребляли...
И, наконец, третье: доступность образования для пожилых людей. Про это я уже мельком упоминала: почти на всех лекциях у нас сидят бабули-дедули, а на некоторых предметах их и вовсе большинство. Кажется, они должны что-то платить за посещение, но за ними опять-таки никто не гоняется с требованиями. Как и во многих других сферах жизни, здесь всё построено на честности и доброй воле.

Такова ситуация, по крайней мере, в нашем университете.

Разумеется, такая система самостоятельного выбора может и навредить, если человек приходит пинать балду. Но если использовать ее правильно, то она воспитывает тот самый "западный индивидуализм", который у нас так любят ругать. А ведь это вовсе не наплевательское отношение к ближнему своему. Это просто способность принимать решения своей головой, без оглядки на массу и чье-то там авторитетное мнение. Что ни говори, полезное качество...