Досмотрела познеровский фильм, начало которого меня так возмутило. И, пожалуй, рада, что довела это до конца, что не отшатнулась сразу после первых серий. Искушение было велико, ведь моё мнение на этот счет тоже объективным не назовешь. Вот уже 10 лет я влюблена в эту страну до безумия - и всегда крайне болезненно реагировала на высказывания, подобные познеровским.
Теперь же... Теперь я по-прежнему считаю, что столько жевать тему нацизма не стоило. Но его мысль, постепенно разворачиваясь, оказалась глубже и шире, чем могло показаться вначале.

Это действительно не столько фильм о Германии, сколько размышления пожилого человека о его непростых взаимоотношениях с этой страной. И, досмотрев фильм до конца, я вдруг разглядела старика, который разрывается между болью и ненавистью прошлого и новой, совсем-совсем другой жизнью настоящего. А настоящее таково: его дочь живет в Берлине, а внук и вовсе считает себя немцем... Что чувствует человек, оказавшийся в такой ситуации?

Наверное, примерно то же, что мог бы испытывать мой дедушка, если бы дожил до моих фрайбургских приключений и восторгов. Он прошел войну и до последних своих дней был яростным ненавистником всего немецкого. Я знала об этом в детстве, делала про него доклады в школе... Очень его любила - но и эту страну смогла полюбить, как никакую другую (из зарубежных, конечно). А у Познера такая же история случилась с дочерью, и теперь, проведя параллели, мне хочется его...пожалеть? Понять? Я не знаю.

Знаю одно. Нет двух других стран, которые были бы связаны столь же крепко, болезненно и причудливо, как Россия и Германия. Не политически, не по воле властей - а из-за чудовищного переплетения судеб, из-за таких похожих дорог в XX веке, из-за наших дней, когда молодежь с радостью едет учиться туда, куда их предки въезжали на танках. Из-за свойственной обоим народам искренности и стремления к самокопанию, из-за пугающей лёгкости, с которой их и наши люди сбиваются в массы и отправляются маршировать.

Почему народы идут за тиранами? Познер искал ответ на этот вопрос - и не нашел. Но за множественное число в формулировке, за возведение вопроса в ряд интернациональных я почти готова простить ему всё это снобское нытьё первых серий.