02:41 

Кавказ 2012. Адыгея - Черное море. 1-15 августа.

Kerze
Тень птицы.
Как обычно, пост провисел в черновиках несколько месяцев, но надо все-таки накропать подобие отчета.:laugh:


Точнее, на сей раз это будет иллюстрированный анализ. Прямо по пунктам: плюсы, минусы, наиболее запомнившиеся события и выводы на будущее.
В этом году я не вела походную тетрадь, т.к. не было ни сил, ни желания. Обычно я стремлюсь сохранить на бумаге и в памяти каждое событие кочевой жизни, но в данном случае пришлось бы вычеркнуть добрую треть. Ибо бывало всякое.
Оговорюсь сразу: в итоге впечатления от похода положительные, все здоровы и довольны, восторгов масса. Поэтому мне и захотелось создать отчет лишь сейчас, с чистого листа, когда уже утихли страсти, когда мы давным-давно расползлись по уютным квартирам и начали скучать по горам.

Маршрут и группа.
За основу был взят знаменитый советский маршрут №30. Если верить Википедии, он был самым популярным и действовал еще с середины 30-х годов. Основная идея - прогуляться по Кавказскому заповеднику, перемахнуть через Главный Кавказский Хребет и вывалиться к Черноморскому побережью. Если не отклоняться от тропы, можно выбраться без всяких карт... Большинство перевалов некатегорийные, кроме парочки 1А. Ни ледников, ни снежников. Спецснаряжение не требуется. Такая ненапряжная, милая прогулка под рюкзаком. Но... мы ж не можем без отсебятины и хардкора :lol: А то и рассказывать было бы не о чем:lol:
Итого: с. Хамышки - плато Лаго-Наки - оз. Псенодах - г. Оштен (одна из двух основных вершин Фишт-Оштеновского массива - радиальный однодневный выход) - оз. Псенодах - дача Путина Лунная Поляна - приют "Водопадный" - перевал Черкесский - непонятные дебри, не отмеченные на карте - далее на транспорте Солох-аул - Дагомыс - станция Солоники.
Что касается группы, то мы с Андреем и Олькой присоединились к Запорожскому турклубу "Горизонт", который, помимо прочего, организует коммерческие походы.
Итак, на тропу вышли две группы, общее число участников - 26 (11+15) человек, включая двух руководителей.

Достижения/плюсы и вообще интересности.
1. Восхождение на гору Оштен, 2804 м. Мероприятие абсолютно не соответствовало заявленной первой категории сложности, но именно поэтому и получилось незабываемым. =) Карабкались сначала по травянистому склону, затем по карстовым породам. Периодически бросали вниз офигевшие взгляды и ненадежные камни. Несколько раз пришлось навешивать перила. Пару раз наползало облако, так что передвигаться приходилось в густом молоке. Но чем выше мы забирались, тем полнее и яснее представал во всей красе Фишт - вторая вершина массива (2867 м.) - и венчающий его ледник.

Так оно и было: передышки в полувисячем положении, нереальная красота за спиной, небо на расстоянии вытянутой руки и облака под ногами. :heart:

Личное наблюдение: ползти вверх на четвереньках и болтаться на перилах как-то легче, чем механически шагать по пологому, но бесконечному подъему. Последняя пара километров до вершины Оштена была именно такой, и именно тогда я чуть не сдохла. Видимо, полуэкстремальное восхождение с веревкой и камнями, летящими тебе в голову, просто интереснее и не дает сосредоточиться на усталости.:lol:
Только что не удержалась и загуглила, как выглядит наш Фишт-Оштеновский массив со стороны. Внушительные, черти! О_о

(с) Википедия

2. Авантюра в Кавказском заповеднике. Экономили 150 рублей - бегали от егеря. Ну, "бегали" - это, конечно, сильно сказано...:lol: Крутой склон, субтропический лес, гигантские рододендроны - и, конечно, никакой тропы, т.к. от нее надо было держаться как можно дальше. В результате получились шикарные вертикальные экзерсисы: спуск по веревке сквозь заросли, спуск по кустам там, где не хватало веревки, путешествие вниз по каменистому и скользкому руслу ручья... У меня нет фотографий самых захватывающих моментов этого приключения , т.к. приходилось в первую очередь думать о сохранности собственной шеи. Печалька.:)
И все-таки:


Несколько дней мы провели непонятно где и непонятно зачем - но было красиво, необычно и весело. В частности, посреди одного из переходов мы с Андреем родили фразу, от которой оба чуть не рухнули:

В самом деле, чего стоило заплатить за пребывание в заповеднике и шагать себе по тропе до самой границы? Но неет, спортивный интерес - жуткая штука.:D :facepalm:
К счастью, никто не пострадал. Хотя в анналы вошел жизнерадостный вопрос одного из участников:

- Интересно, а это еще экстрим или уже пи*дец?

3. Из той же серии - ночная поездка в кузове грузовика над пропастью. Это был уже финальный экстрим: поздно вечером спускались с гор до приюта Солох-аул. Понятно, что водитель знал свое дело, т.к. ездит этой дорогой раз 10 в день. Да и жить хотел не меньше нас. Но блин, КАК же это было страшно!:horror: 26 человек, столько же тяжеленных рюкзаков, которыми нас благополучно завалили. Мы еще и сидели с той стороны, где пропасть: прямо за спиной обрыв метров 200 и где-то тааам, в темноте, ревущая река. Конечно, именно туда грузовик и кренился, рюкзаки сползали и отдавливали конечности, машина ревела, глохла, жутко замедляла ход, буксовала и пару раз пыталась соскользнуть правыми колесами. Тогда казалось: все, нам хана.:str: Однако мужик вырулил, за что ему человеческое спасибо! :beg:

4. Море! Вообще-то я не любительница пляжного отдыха, но после десяти дней в горах Черноморское побережье Кавказа стало настоящим счастьем, землей обетованной.)) Догадываюсь, как умильно смотрелись на пляже наши побитые, исхудавшие и потрепанные тушки.) Море лечило нас четыре дня... И пусть на пятый мы уже не знали, куда от него деваться и чем заняться, все равно такой короткий матрасный отдых был оочень кстати.)
Стояли на высоком берегу, в сосновом лесу. С нашей "террасы" открывался вид на море, внизу грохотали поезда... но лагерь был не виден оттуда, и это давало ощущение уюта даже рядом с населёнкой (станция Солоники). Кстати, туда мы без зазрения совести ходили за покупками - шиковали после похода.:shuffle:


И, наконец, финальный подарок: группа уехала домой в Украину, а мы втроем еще несколько дней наслаждались тишиной и бездельем, встречали закаты, купались, баловались шашлыком, сыром и фруктами.
И чего уж точно не забуду: как в крайнюю ночь голяком купалась в светящейся воде.:inlove: Над головой было августовское небо в звездах, а в черной воде от каждого движения зажигалось множество золотых огоньков-монеток. И пофиг, что это флюорисцировал планктон или что там еще ... В жизни не видела такой апокалиптической красоты.:wow2: Мрак, тишина, вода, рой огоньков вокруг тела - и ничего больше. Боги, не нужен мне свет в конце тоннеля, перед смертью я хочу видеть эту картину О__о.

5. Хороший, оптимистично настроенный коллектив. Ребята не боялись трудностей, в них всех чувствовался дух авантюризма, а это очень здорово.


6. Новый бесценный опыт и навыки. Физическая нагрузка получилась огромная, зато теперь я по крайней мере знаю, что это такое - горные походы, и с чем их едят.

7. Неописуемые пейзажи все-таки заслуживают отдельного пункта. Хотя тут фотографии могут рассказать гораздо больше, чем слова.



Трудности/минусы.

1. Организация про-валь-на-я. Признаюсь, поначалу меня утешала только мысль, что большинство наших друзей не пошли и были избавлены от идиотского руководства и негатива, бушевавшего вокруг него. Тушенка в стекле, гора консервных банок и примотанные к рюкзакам дрова уже стали легендой, но было еще мноого пренепреятных моментов. Вес рюкзаков зашкаливал, в зоне безлесья готовка без газа занимала часа 4 - а всё потому что один из двух инструкторов оказался тупой индюшкой. Мало того, что она устроила саботаж с раскладкой, так еще не могла принять ни одного ответственного решения, зато лезла ко всем с мелочными подсказками и замечаниями. Надо сказать, что не все они были бестолковыми, но после пары дней человек настолько всех довел, что любой ее совет воспринимался в штыки. Впрочем, впоследствии заоблачные красоты и приключения сгладили все неприятные чувства. А нашу тётку все начали попросту игнорировать, возложив надежды на второго инструктора.
А еще на протяжении маршрута (1,5 недели) до самого моря не было ни одной полноценной дневки - если не считать тех, что отдельные взбунтовавшиеся участники устраивали себе самостоятельно, когда группа уходила в радиалку.:gigi:

2. Как ни странно, на втором месте все тот же коллектив. 26 человек - это все же чересчур.:facepalm3: На второй-третий день я четко осознала, что не чувствую гор. А ведь для меня это главное в походах - слышать лес, впитывать природу, балдеть вдали от шума и суеты. Не вышло.
Собственно, нас было две группы, и мы должны были двигаться независимо... но тут уж см. пункт 1. Из-за несостоятельности одного руководителя все примкнули ко второму и держались дружным, но слишком уж шумным курятником.:(

3. Пункты 1-2 повлекли за собой и еще кое-что. У людей, конечно, оказалась разная физическая подготовка. И, что страшнее, абсолютно разный вес рюкзаков. А всю первую половину похода ориентация была на более резвых. Прикол ясен, да? Товарищи со стеклом и дровами должны были двигаться со скоростью тех, кто был лишен такого счастья.
Длилось это до тех пор, пока на ночь глядя под ливнем не был потерян один участник. Его, конечно, нашли - и еще даже не совсем окоченевшего... и тогда руководство таки приняло кое-какие меры. Отныне всем пришлось держаться вместе, соблюдая строгий порядок передвижения.
Увы, это оказалось еще хуже, т.к. теперь все вынуждены были двигаться не в своем ритме. Быстрые ходоки уставали от медленного передвижения и наоборот.
Да и мало приятного весь день наблюдать у себя перед носом задницу впереди идущего... Гораздо лучше, когда впереди расстилаются просторы, и можно представить, что ты шагаешь в гордом одиночестве;-) Слава богам, такое тоже было.

4. Пустяковое, но все же малоприятное отравление половины нашей подгруппы. Я бы и не упоминала об этом вовсе, но на будущее хочу заметить: нужно не хлопать ушами, а лично следить за качеством и свежестью еды. Особенно если раскладка готовилась непонятно как и кем.:alles:

Все названные пункты знатно помотали нервы в походе, но общего впечатления все же не испортили. Подозреваю, что за это надо благодарить Андрея и Ольку - моих хороших, надежных, умиравших от усталости вместе со мной и счастливых, шедших и дошедших.)) Вы замечательные, правда:kiss:

Заметки на будущее:
1. Трекинговые палки - вещь. Мне иногда кажется, я бы без них не выбралась. О_о Спасибо Бобрам за этот спасительный подарок на ДР. Теперь я без него никуда.
2. Родниковую воду хорошо разводить чем-нибудь, чтобы быстрее утоляла жажду. В начале маршрута отлично подходит вино в мизерных количествах, ближе к концу - ягоды. Или вообще кидать в бутылку карамельки, все равно их обычно девать некуда)) Главное не пересластить.
3. Научиться, сцуко, вязать узлы.
4. Помимо бактерицидного, брать обычный пластырь: он предотвращает мозоли.
5. Заняться общей физподготовкой. И желательно не за 3 дня до похода.
6. Участвовать в составлении раскладки или по крайней мере быть в курсе, чего там с ней мудрят.
7. Не лениться вести походный днев. Сейчас уже жалею, что в этом году не делала этого. И еще надо быть поактивнее в плане ориентирования: просмотреть маршрут заранее, просто для себя. Может, вычитать что-нибудь интересное.
8. По одежде и обуви замечаний нет. Разве что брать с собой запасные шнурки: на маршруте они рвутся элементарно.

Выводы.
Поход тяжелый и физически, и морально, но все-таки богатый на положительные впечатления. Он многому научил и на многое раскрыл глаза.
Теперь очень хочу в двойку! Только в нормальную, человеческую двойку, без тушенки в стекле и дров, с толковым руководителем и компактным коллективом. И, наверно, впредь стоит обращаться к российским турклубам. А вот риску и приключениям вроде Оштена, ползания по руслу ручья и спуска по вертикальному тропическому лесу я однозначно буду только рада))

Перечитала пост... мда, бОльшая часть приключений со стороны выглядит ужасающе.:nea: Но это не так. Реальное ощущение опасности лично у меня возникло только в эпизоде с грузовиком, ведь там от нас ровно ничего не зависело. А все остальное...Это был дерзкий опыт, бьющая по голове свобода и какая-то почти неземная радость. Я заболела горами, это точно. Какое же это счастье - просто двигаться вперед и вверх, совершенно по-особенному ощущать собственное тело, каждую мышцу. Таких нагрузок я еще не испытывала - но и впечатления получились запредельные.

@музыка: Мельница - Береги себя

@темы: Путешествия, Мысли вслух, Люди, Лето, Интересности, Друзья, Воспоминания

URL
Комментарии
2012-12-17 в 01:46 

Наська, спасибо огромное!))
После такого продолжительного перерыва, да еще с кучей знАчимых событий между...:rotate:
Спасибо-раз!: за само вспоминание;-) как будто перелистали альбом с фотками
Спасибо-два!: ну видно жеж руку профессионального летописца!:tease2: ни одна ключевая деталь не упущена, чеканные формулировки, четкие определения (индюшка - ыыы!:lol::lol:) И твое настроение передается на раз, ага!:attr:
Спасибо-три!: совершенно неожиданно обратила внимание на подробности, котрые тогда сразу-после-того-как либо не ощущались, либо не проявлялись на фоне всего остального:)
В общем, порадовала - не то слово!:woopie:
А в горы мы еще пойдем, обязательно!:gh:

2012-12-18 в 23:38 

Kerze
Тень птицы.
Rasshua, :squeeze::bud: :kult:

А в горы мы еще пойдем, обязательно!
Хочуу! А еще с тебя узлы :eyebrow:

URL
2012-12-21 в 20:15 

ollaine
Las mujeres tienen muchos defectos, los hombres solo dos: todo lo que hacen y todo lo que dicen))
А все-таки многие подробности были стратегически опущены!
Из моих ярких воспоминаний (кроме гипер экспресс-лечения)
больше всего запомнилась накоренившаяся цвеиочная поляна в тумане
и плывущие в нем же ощерившиеся зубы.
А еще марсианский пейзаж вершин...
А еще неразбавленный спирт после штормового ветра в ночь.
И лошади, пасущиеся в грозу.
Вопрос: в двоечку это не гиперзадача?

     

~grosse Freiheit~

главная